С помощью Упражнения Сутра быстро и с удовольствием вы сможете избавиться от ощущений гнева, депрессий, страхов, злости, сомнений, нерешительности, вожделений, гордости, жадности, обжорства, лени и не нужных желаний. Знакомые поверить не смогут, что за два месяца можно стать другим человеком. Для других – другим, а для себя самим собой: спокойным, сдержанным, уверенным, решительным, смелым, спортивным, любимым и любящим. Таким, каким всегда хотелось себя видеть. Правда? С помощью Упражнения Сутра быстро и с удовольствием вы сможете избавиться от ощущений гнева, депрессий, страхов, злости, сомнений, нерешительности, вожделений, гордости, жадности, обжорства, лени и не нужных желаний. Знакомые поверить не смогут, что за два месяца можно стать другим человеком. Для других – другим, а для себя самим собой: спокойным, сдержанным, уверенным, решительным, смелым, спортивным, любимым и любящим. Таким, каким всегда хотелось себя видеть. Правда?
Вступление.
Я хотел бы развить в себе качества человека. Я знаю, что любить лучше, чем ненавидеть, прощать лучше, чем
мстить. Отдавать лучше, чем брать, заботиться лучше, чем эксплуатировать. Я знаю, что могу любить и могу прощать.
Но не всех.… Или, точнее сказать никого. По-настоящему никого. Нет, я могу нарвать букет цветов, подойти к своему
врагу и сказать: ты мой друг – это тебе. Но не хочу. И если даже захочу, то не смогу. От одной этой мысли все тело
сковывается, сердце начинает учащенно биться, а в груди разгорается огонь.
Это так просто, подойти и обнять человека. Но что-то или кто-то арестовал мое тело. Разве этот кто-то не я?
Разве это не я сейчас ненавижу. Но если это я, тогда почему я не могу расслабиться? Получается я, который
ненавидит, арестовал меня, того, который любит. Но я, который любит, понимает, что происходит. Тогда как я,
который ненавидит, не ведает, что творит. Выходит – это не я, а он. Он, который вроде бы я, но находится рядом со
мной.
Однажды я набрался смелости и спросил его: зачем ты это делаешь? И, к моему удивлению, он ответил: я хочу
защитить тебя. Спасибо. А если бы у меня уже была защита, что тогда было бы более ценно, более важно для тебя?
Более ценным, чем защита было бы взаимопонимание. Но еще более ценным была бы настоящая дружба. А еще более ценным
была бы настоящая любовь. Пока мы общались, я заметил, что мои мышцы расслабились, а он, который ненавидит,
превращается в него, который любит….
Я хотел бы развить в себе качества человека. Я знаю, что любить лучше, чем ненавидеть. Я знаю, что могу
любить. Уже могу. Это так просто.
Веселый начальник.
В юности я был солистом рок-группы. Будучи членами волонтерского движения, мы много раз выступали в тюрьмах,
в том числе строгого режима. С мужчинами все было понятно – пьяницы-рецидивисты. Но однажды мы проводили концерт в
женской колонии строгого режима. Нас слушали обычные опрятные женщины, которых можно встретить в парках городов и
супермаркетах. В отличии от мужчин, женщины пели и танцевали. Я тогда спросил у офицера: неужели они убийцы?
Офицер ответил: ну, как сказать, мы называем их кухонными разбойниками.
Кухонные разбойники.
В тот вечер он опять пришел пьяный. С меня хватит,- подумала жена,- это продолжается месяц. Если он уронит
хоть одну крошку, я его убью. И поставила на стол тарелку. Муж даже не взглянул на нее и сразу начал чавкать. Он
зажал в кулак два кусочка хлеба и стал запихивать себе их в рот. Крошки посыпались на стол и на пол. Быстрым
сильным движением жена схватила чугунную сковородку и на мгновение застыла...
В этот момент хорошо бы появиться ангелам, не меньше трех. Двое держат руки, а один изгибает пальчики. Но
ангелы не появляются. И уже слышен хруст. Не то суставы хрустят, не то чугун крошится. Жена небрежно так бросает
руку со сковородкой от себя вверх и сбивает все тарелки и кастрюли над умывальником. Она не слышит грохота. И не
понятно, почему муж вдруг вздрагивает. И почему в его широко открытых глазах сужаются зрачки. Она делает шаг
вперед левой ногой... Стоп.
Сделайте стоп-кадр. Зафиксируйте картинку. Посмотрите на женщину. Это все та же любящая жена и мать своих
детей. Но что-то здесь не так… Выражение лица… Оно отличается от выражения лица любящего человека. Когда вы в
гневе, посмотрите в зеркало, и вы увидите совершенно другого человека. Нет, это не я, это кто-то другой. Я не могу
быть таким. Что происходит?
”Я”- анартха. ”ТЫ - анартха”.
Практически все наши психо-проблемы посеяны в детстве. Я предназначен для любви, но чтобы выжить в этом злом
мире я должен жить по законам, которые он мне навязывает. Для этого “я” должен стать не “я”, т.е. другим. Я,
маленький человечек, иду по улице, пою песенку, рву цветочки. Вдруг, выбегает собака и кричит прямо в лицо. Для
доброго и ласкового это невыносимо. Чтобы пережить это “я” должен стать немного строгим, поднять камень и кинуть в
собаку. Для меня это очень сильное потрясение. Так родился страх. Я росту, становлюсь взрослым, но каждый раз,
когда выбегает собака, я испытываю детский страх. Страх возник как защита: будь осторожен – это собаки. Мне,
взрослому это не нужно, я способен защитить себя сам. Но объяснить это своему страху я не могу. Это детский страх,
он находится в детстве. У меня нет к нему доступа, потому что мы разделены временем. Этот детский страх не знает,
что я уже не нуждаюсь в защите. Но самое удивительное, что он так сильно хочет защитить меня, что готов даже
убить. Так ощущение гнева становится причиной болезней легких, ощущение жадности становится причиной болезней
живота. Если вы понаблюдаете за собой, то обнаружите достаточное количество этих не контролируемых ощущений в
теле. Чтобы справиться со своим страхом сейчас, я должен преобразовать его и перенести из прошлого в настоящее.
С одной стороны я испытываю страх, с другой стороны не имею к нему доступа. Может быть множество ощущений,
которые я могу контролировать. Они называются ”Я”- анартха. Ощущения, которые находятся за пределами моего
контроля, называются ”ТЫ - анартха”.
Допустим, я смотрю телевизор. Может не все так хорошо, но и не все так плохо. Просто лежу и ничего не хочу.
Но там, на кухне гора не мытой посуды. Все хорошо пока я не решаю, что нужно ее помыть. Тогда в области живота
появляются ощущения, очень не приятные. Если бы не они, я легко бы встал и побежал на кухню. Но я не хочу. Что-то,
что находится в области желудка, мешает мне действовать решительно. Я называю это ленью. Ощущение лени – это то
препятствие, которое стоит между мной и кухней. Лень- это препятствие. Препятствие на санскрите звучит как
Анартха, то, что причиняет страдания. Без приставки “ан”, которая делает значение слова противоположным, Анартха
превращается в Артху, что значит наслаждение, ценность. ( Термины даны согласно философии Ньяи).
Итак, Артха – это ценность, наивысшая ценность. Чтобы превратить Анартху в Артху, я задаю несколько
вопросов, которые начинаются со слов: что более ценно? Пока не получаю самое ценное ощущение, выше которого я
ничего не могу воспроизвести. Это ощущение называется Артхой. Теперь, когда моя лень превратилась в энтузиазм, я
могу легко пойти, нет побежать на кухню и помыть посуду.
Артхи бывают пяти видов:
1. Ощущение спокойствия.
2. Ощущение единства.
3. Ощущение любви.
4. Ощущение счастья.
5. Ощущение я есть, я существую.
Анартха – это неприятные ощущения. Например, вкусный обед. Все, что вы хотите, все, что вы любите. Если я
спокоен и медленно наслаждаюсь тем, что ем – это Артха. Если я хочу избавиться от ощущения голода не то в желудке,
не то в голове, и пожираю одно блюдо за другим, и никто и ничто не может остановить меня, то это называется
Анартха. Вроде бы приятное ощущение - есть торт, но что-то здесь не так. И я вроде знаю, что должен остановиться,
но не могу. Поэтому приятные ощущения, которые потом принесут страдания, так же называются Анартхами.
“Я”-анартха – ощущение, которое поддается моему контролю. Я могу разгневаться, чтобы успокоить пьяного не
вежливого человека. Но сразу же после этого я могу расслабиться и вообще забыть о случившемся.
“ТЫ”-анартха - ощущение, которое не поддается моему контролю. Когда алкоголик, жалкое животное наступает мне
на ногу, я буду в гневе вспоминать об этом минимум три часа, а может и всю неделю.
Именно “ТЫ”-анартхи приносят наибольшие страдания. Боль придавленной ноги – это искра пламени-боли, которую
причиняет не контролируемый гнев. Гнев – это не приятные ощущения, как правило, в области груди. Когда гнев не
проходит в течение часов, дней, недель – это серьезная проблема, которая может вызвать болезнь. Ощущения, которые
относятся к “ТЫ”-анартхам могут возникать в разных частях тела. Как правило, в области чакр. Большинство из них
находятся в области 3 и 4 чакры.
Другой перевод слова Анартха – ненужные желания в сердце, которые мешают продвигаться по пути. “ТЫ”-анартхи
разделяются на следующие типы:
1. Негативные желания.
2. Апатии.
3. Позитивные желания.
4. Активные мысли.
5. Пассивные мысли.
В самом начале работы над собой мы избавляемся от всех ощущений “не хочу”. Не хочу гневаться, не хочу
бояться, не хочу быть злым и свирепым, не хочу быть жадным. Страх остаться голодным на улице заставляет нас
зарабатывать деньги. Страх остаться одному в старости подталкивает быстрее найти спутника жизни. Но когда страхов
больше нет, то незачем прилагать лишние усилия. Все старые убеждения разрушены и наступает апатия или желание
бездействовать, ничего не делать. На втором этапе убираются анартхи-апатии. Третий этап – преображение желаний
“хочу”. Хочу килограмм шоколадных конфет, хочу 15 пирожных, хочу курить. У всех ощущений “хочу” есть серьезные
побочные проблемы. Я хочу много сладкого, но не хочу сидеть у зубного. Я хочу вкусно и много есть, но не хочу быть
толстым.
Желание = чувство = ощущение.
Я хочу любой ценой поставить этого человека на место.
У меня есть желание сделать это любой ценой.
Когда я думаю об этом, я в гневе, я испытываю чувство гнева.
Я чувствую жар в груди, это очень неприятные ощущения.
Трудно сказать, это желание гневаться вызывает ощущение гнева. Или ощущение гнева вызывает желание
гневаться. Желание является ощущением. Чувство является ощущением. Я хочу, значит, испытываю чувство, значит,
ощущаю желание. Желание = чувство = ощущение желания.
Я хочу наказать = я в гневе (испытываю чувство гнева) = ощущения в груди.
Я хочу есть = я голодный (испытываю чувство голода) = ощущения в желудке.
Я не хочу дарить = я жадный (испытываю чувство жадности) = ощущения в животе.
Я не хочу мыть посуду = я ленивый (испытываю чувство лени) = ощущения в животе.
Если я хочу наказать, выходит я в гневе, и я испытываю ощущения в груди. Если я здесь главный, тогда я могу
и не захотеть наказывать, значит я могу и не испытывать чувство гнева, и я могу не иметь ощущений в груди. Но не
все так просто. Я не могу этим управлять. Получается, это не я хочу наказать, значит, это не я в гневе, и не я
испытываю ощущения гнева. Попробую описать ощущения гнева. Оно находится в области груди, как шар, черный и
горячий, как плазма, только черная. Хотя я испытываю это чувство, но ощущение находится где-то рядом со мной.
Значит это не я в гневе. Но с этим что-то нужно делать, потому что плохо то мне.
Контейнер с деньгами.
Возьму наиболее серьезную задачу жизни. Это деньги. Немного по-рассуждаю сам с собой. Итак, мне нужны
деньги, ну скажем контейнер 20т. Этого вполне достаточно для жизни. Допустим, меня и 20т. бумажных денег выгрузили
на необитаемом острове. Это не правильно. Если бы у меня были такие деньги, что тогда было бы более ценно, более
важно? На деньги нужно покупать вещи. Поэтому лучше, если меня выгрузят в центре города. Я могу купить себе
квартиру, или лучше замок, дворец, мебель. Большой дворец. Я сижу там, никого нет. Если есть деньги и вещи, что
тогда более ценно, более важно? Получается - люди. Пусть приезжают все. Друзья, знакомые, родственники, их друзья
тоже. Теперь есть деньги, вещи, общение. Но что-то снова не так. Много суеты, лицемерия. Что более ценно?
Наверное, настоящая дружба. Я хотел бы общаться только с близкими друзьями. Поэтому, более ценно чем деньги, вещи,
общение – это дружба. Но этого не достаточно. Выше дружбы любовь к одному человеку. Но важнее этого моя
способность любить не только одного, а своих детей, чужих детей, людей, цветы, море, зверей. Это очень большая,
просто безграничная любовь. Красивое ощущение. По сравнению с ним желание иметь просто деньги меркнет.
Это и было упражнение Сутра.
Упражнение Сутра.
Упражнение Сутра – это упражнение для ума ( а точнее для ощущений, которые создает ум) в форме вопросов. В
результате появляются ответы в виде коротких утверждений с глубоким смыслом. В переводе с санскрита Сутра, значит
короткое утверждение с глубоким смыслом. Все философские школы пытаются выяснить, что наиболее ценно, что же
наиболее важно. Но в нашем случае упражнение Сутра, значит упражнение с утра. Каждое утро я проверяю свои эмоции,
ощущения. Я спрашиваю себя: я спокоен? Я счастлив? Если что-то не так, тогда я немного работаю с собой, и
счастливый отправляюсь по делам.
Как я это делаю?
1. Вспоминаю любую ситуацию, которая вызвала сильные неприятные эмоции. Неприятно? Где неприятно? В какой
части тела? Определяю размеры этого ощущения. Круглое? Бесформенное? Какого цвета? Темное? Светлое? Красное?
Зеленое? Оно рыхлое или плотное? Как желе или как камень? И т.д. Например, гнев. Ощущение в области груди. Можно
почувствовать, что это не я гнев, это мой гнев. Он находится рядом со мной или во мне. С другой стороны я
по-настоящему в гневе и готов к решительному.
2. Далее, я (который наблюдает) задаю вопросы себе (который в гневе). Какое твое положительное намерение?
Что такого хорошего ты хочешь для меня сделать, когда вызываешь во мне эти ощущения в области груди? Чтобы
ответить на этот вопрос, занимаю позицию: я, тот который в гневе, и отвечаю на вопрос. Ответ может быть следующим:
защита. Я (наблюдатель) обязательно благодарю себя (который в гневе) за то, что согласился отвечать на вопросы и
уже ответил на один.
3. Следующий вопрос: а если бы у меня уже была защита, что тогда было бы более ценно, более важно для тебя?
Ответ может быть: взаимопонимание. Следующий вопрос: если бы у меня уже была защита и взаимопонимание, что тогда
было бы более ценно, более важно? Ответ может быть: дружба. Следующие ответы могут быть любовь и безграничная
любовь.
4. Я (который был в гневе) сейчас испытываю ощущение, которое приблизительно называется безграничная любовь.
Действительно, сейчас, более высоких ощущений, чем безграничная любовь я даже представить не могу. Следующий
вопрос, который задаю я (наблюдатель) себе (который испытывает ощущение безграничной любви): а если бы у меня были
эти ощущения безграничной любви как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как бы тогда все изменилось?
И я (который любит) отвечает мне (который наблюдает): ну, тогда бы было круто, все бы поменялось. Тогда я
(наблюдатель) снова задаю вопрос себе (который любит): если бы у меня были эти ощущения безграничной любви как
стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как бы тогда обогатилось ощущение моей внутренней любви? Т.е.
как бы я (наблюдатель) был способен любить, если бы я (наблюдатель) находился в состоянии безграничной любви? Я (
тот, который любит) могу ответить так: способностью любить людей, зверей, цветы, и даже камни. А как бы
обогатилось ощущение взаимопонимания, если бы у меня было ощущение безграничной любви как стиль жизни, как эталон
жизни, как точка отсчета? Ответ: способностью с вниманием слушать. И т.д. Последний вопрос: как бы изменилось,
преобразилось, исчезло чувство гнева? Ответ: там, где любовь живет, нет места гневу.
5. Далее. Я (наблюдатель) спрашиваю себя ( который любит): сколько тебе лет? Имея в виду, сколько было лет
мне (наблюдателю), когда впервые появилось чувство гнева. Ответ может быть: 3 года. Хотел бы ты, обладающий этим
чувством безграничной любви, принести это чувство безграничной любви из трех летнего возраста в настоящее, и
подарить его мне, чтобы сделать мне приятное? Ответ всегда будет: да. Тогда я (который любит) из трех летнего
возраста, наполненный ощущением безграничной любви, путешествую в настоящее, и, просто удивляюсь тому, как многие
события моей жизни происходят совсем не так, как я о них помню.
6. Я (наблюдатель) смотрю, где находится ощущение безграничной любви. Это может быть горячий шар чуть на
расстоянии от груди. Одеваю этот горячий шар, это ощущение, как свитер. Могу взять его руками или мыслями, и
поместить внутрь себя. Позволяю этому ощущению растечься, разлиться по всему телу. В голову, в руки, в грудь,
живот, ноги. Ощущаю теплоту, свет в каждой клеточке себя. Сейчас я (наблюдатель) и я (который любит) одно целое.
Поэтому я (наблюдатель) могу сказать, что это я обладаю ощущением безграничной любви, которое сейчас находится в
каждой клетке моего тела.
7. На этом этапе я задаю вопросы уже себе. Когда у меня есть это ощущение безграничной любви, которое
находится в каждой клетке моего тела, как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как тогда все
меняется? Как обогащается моя внутренняя любовь? Дружба? Взаимопонимание? Защита? Есть ли место гневу? Ответы еще
более глубокие и осознанные.
8. Вот и все. Из Анартхи, которую я называл гневом, я получил Артху, которую называю безграничная любовь.
Остается закрепить ощущение Артха в прошлом, настоящем и будущем. (см. Примечание)
Еще раз. Коротко.
1. Определяю место нахождения Анартхи.
2. Выясняю ее положительное намерение.
3. Занимаю позицию – я-наблюдатель, и задаю вопросы себе, тому, который находится под влиянием Анартхи.
Наблюдаю за тем, как Анартха превращается в Артху.
4. Задаю вопросы себе как тому, кто находится под влиянием Артхи.
5. Выясняю, сколько было мне лет, когда впервые появилась Анартха. Перемещаю ощущение Артхи из прошлого в
настоящее.
6. Растворяю ощущение Артхи в своем теле.
7. Задаю вопросы себе, владеющему ощущением Артхи.
8. Закрепляю ощущение Артхи в своем прошлом, настоящем, будущем.
Еще раз. Еще короче.
1. Где Анартха?
2. Что хочет?
3. Что более ценно?
4. Если есть Артха, как все меняется?
5. Сколько тебе лет?
6. Внедрение Артхи.
7. Если я – Артха, как я меняюсь?
8. Прошлое, настоящее, будущее.
Итог.
Счастье есть, его не может не быть. Но его может и не быть, хотя оно есть. Очень давно, кто-то решал за
меня быть или не быть. Как парадоксально, что этим кем-то был я. Как удивительно, что этим кем-то могу быть я.
Примечания.
Вопросы в упражнении Сутра.
1. В какой части тела находится Анартха?
2. Какое твое положительное намерение, когда ты вызываешь во мне это ощущение Анартхи?
3. А если бы у меня было это ощущение положительного намерения, что тогда было бы более ценно, более важно?
Какое ощущение?
4. а) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета, как бы тогда
все изменилось?
б) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета,
как бы обогатилось предыдущее ощущение?
в) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета,
как бы изменилось, преобразилось ощущение Анартхи.
6. Сколько было мне лет, когда впервые появилась Анартха?
7. а) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как тогда все
меняется?
б) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка
отсчета, как обогащается предыдущее ощущение?
в) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка
отсчета, как изменяется, преобразовывается ощущение Анартхи.
Ответы на вопросы.
Вопрос. Если я задаю себе вопрос о положительном намерении, а ответа нет?
Ответ. Вы должны понять, что отвечаете вы. Если вам сразу сложно ответить, тогда предположите ответ. Например,
страх высоты. Когда я подхожу к краю крыши или обрыва, у меня что-то сжимается в области живота и перехватывает
дыхание. Очень неприятное ощущение. Какое положительное намерение? Защита. Я сам хочу защитить себя. Другими
положительными намерениями в других случаях могут быть: умение постоять за себя, спокойствие и т.д.
Вопрос. Если положительное намерение: избежать беспокойств?
Ответ. Прежде всего нужно поблагодарить себя (того, который в гневе) за то, что впервые вышел на контакт со мной
(который наблюдает). Это важно. Затем нужно спросить: а какое твое положительное намерение, когда ты хочешь, чтобы
я избегал беспокойств? Другими словами, каким я буду, если смогу избегать беспокойств? Возможный ответ:
спокойствие.
Вопрос. А если положительное намерение – я хочу тебя убить?
Ответ. Скажите: спасибо за то, что впервые вышел на контакт. А какое твое положительное намерение, когда ты
хочешь меня убить? Я хочу, что бы ты умел за себя постоять. А какое твое положительное намерение, когда ты хочешь,
что бы я умел за себя постоять? Решительность.… Все, решимость – это положительное намерение, потому что красивое
положительное слово.
Вопрос. У меня получилось мало ответов.
Ответ. Иногда это нормально. Но если на счет три вы уже в состоянии безграничной любви, значит вы могли что-то
пропустить. Как правило вы пропустили себя. Вы готовы любить весь мир, а свою личную жизнь еще не устроили. Будьте
внимательны – вы представляете для себя наибольшую ценность. Поэтому нужно в первую очередь решать свои личные и
бытовые проблемы, а потом уже можно любить и всю вселенную.
Вопрос. У меня получилось много ответов.
Ответ. 12-14 ответов – это нормально. Иногда, в случае серьезных Анартх может получиться 25 ответов. Это тоже
нормально.
Вопрос. Зачем ощущение Артха нужно переносить из прошлого в настоящее.
Ответ. Это самый важный этап в упражнении. Если вы не можете управлять Анартхой, значит, она находится в
прошлом. После того как Анартха преобразилась в Арху, ее нужно перенести из прошлого в настоящее. Это важно.
Вопрос. Во время упражнения, иногда хочется плакать.
Ответ. Да, когда Анартха преобразовывается, человек может плакать, смеяться, зевать, глубоко вздыхать. Это
первые признаки того, что все идет правильно.
Вопрос. Как обнаружить Анартху?
Ответ. Когда вы увидели, например, жадного скупого человека, вам неприятно. Проверьте свои ощущения, вы
обнаружите свою жадность. Если кто-то говорит вам, что вы негодяй – это неприятно. Проверьте свои ощущения, вы
убедитесь, что он прав. Если вы замечаете в ком-то дурное качество, это на 100% означает, что это есть у вас. Если
кто-то указывает вам на плохое качество, это на 100% означает, что он прав.
Вопрос. Как спровоцировать появление Анартхи.
Ответ. Можно вспомнить ситуацию когда было неприятное ощущение. Можно задать себе вопросы: что будет, если это
будет? Или что будет, если этого не будет?
Вопрос. Иногда бывает трудно проводить упражнение, кажется, что ничего не получится.
Вопрос. Если сразу после упражнения или через некоторое время ощущение снова появилось?
Вопрос. Нужно ли работать со страхом высоты и воды?
Вопрос. Почему Ты-анартх так много. Как и когда они зарождаются?
Вопрос. Как работать с Анартхами – апатиями?
Вопрос. Как работать с позитивными желаниями?
Вопрос. Как работать с активными мыслями?
Вопрос. Какая методика работы с собой?
Веселый начальник.
В юности я был солистом рок-группы. Будучи членами волонтер ского движения, мы много раз выступали в тюрьмах,
в том числе строгого режима. С мужчинами все было понятно – пьяницы-рецидивисты. Но однажды мы проводили концерт в
женской колонии строгого режима. Нас слушали обычные опрятные женщины, которых можно встретить в парках городов и
супермаркетах. В отличии от мужчин, женщины пели и танцевали. Я тогда спросил у офицера: неужели они убийцы?
Офицер ответил: ну, как сказать, мы называем их кухонными разбойниками.
Кухонные разбойники.
В тот вечер он опять пришел пьяный. С меня хватит,- подумала жена,- это продолжается месяц. Если он уронит
хоть одну крошку, я его убью. И поставила на стол тарелку. Муж даже не взглянул на нее и сразу начал чавкать. Он
зажал в кулак два кусочка хлеба и стал запихивать себе их в рот. Крошки посыпались на стол и на пол. Быстрым
сильным движением жена схватила чугунную сковородку и на мгновение застыла...
В этот момент хорошо бы появиться ангелам, не меньше трех. Двое держат руки, а один разгибает пальчики. Но
ангелы не появляются. И уже слышен хруст. Не то суставы хрустят, не то чугун крошится. Жена небрежно так бросает
руку со сковородкой от себя вверх и сбивает все тарелки и кастрюли над умывальником. Она не слышит грохота. И не
понятно, почему муж вдруг вздрагивает. И почему в его широко открытых глазах сужаются зрачки. Она делает шаг
вперед левой ногой... Стоп.
Сделайте стоп-кадр. Зафиксируйте картинку. Посмотрите на женщину. Это все та же любящая жена и мать своих
детей. Но что-то здесь не так… Выражение лица… Оно отличается от выражения лица любящего человека. Когда вы в
гневе, посмотрите в зеркало, и вы увидите совершенно другого человека. Нет, это не я, это кто-то другой. Я не могу
быть таким. Что происходит?
”Я”- анартха. ”ТЫ - анартха”.
Практически все наши психо-проблемы посеяны в детстве. Я предназначен для любви, но чтобы выжить в этом злом
мире я должен жить по законам, которые он мне навязывает. Для этого “я” должен стать не “я”, т.е. другим. Я,
маленький человечек, иду по улице, пою песенку, рву цветочки. Вдруг, выбегает собака и кричит прямо в лицо. Для
доброго и ласкового это невыносимо. Чтобы пережить это “я” должен стать немного строгим, поднять камень и кинуть в
собаку. Для меня это очень сильное потрясение. Так родился страх. Я росту, становлюсь взрослым, но каждый раз,
когда выбегает собака, я испытываю детский страх. Страх возник как защита: будь осторожен – это собаки. Мне,
взрослому это не нужно, я способен защитить себя сам. Но объяснить это своему страху я не могу. Это детский страх,
он находится в детстве. У меня нет к нему доступа, потому что мы разделены временем. Этот детский страх не знает,
что я уже не нуждаюсь в защите. Но самое удивительное, что он так сильно хочет защитить меня, что готов даже
убить. Так ощущение гнева становится причиной болезней легких, ощущение жадности становится причиной болезней
живота. Если вы понаблюдаете за собой, то обнаружите достаточное количество этих не контролируемых ощущений в
теле. Чтобы справиться со своим страхом сейчас, я должен преобразовать его и перенести из прошлого в настоящее.
С одной стороны я испытываю страх, с другой стороны не имею к нему доступа. Может быть множество ощущений,
которые я могу контролировать. Они называются ”Я”- анартха. Ощущения, которые находятся за пределами моего
контроля, называются ”ТЫ - анартха”.
Допустим, я смотрю телевизор. Может не все так хорошо, но и не все так плохо. Просто лежу и ничего не хочу.
Но там, на кухне гора не мытой посуды. Все хорошо пока я не решаю, что нужно ее помыть. Тогда в области живота
появляются ощущения, очень не приятные. Если бы не они, я легко бы встал и побежал на кухню. Но я не хочу. Что-то,
что находится в области желудка, мешает мне действовать решительно. Я называю это ленью. Ощущение лени – это то
препятствие, которое стоит между мной и кухней. Лень- это препятствие. Препятствие на санскрите звучит как
Анартха, то, что причиняет страдания. Без приставки “ан”, которая делает значение слова противоположным, Анартха
превращается в Артху, что значит наслаждение, ценность. ( Термины даны согласно философии Ньяи).
Итак, Артха – это ценность, наивысшая ценность. Чтобы превратить Анартху в Артху, я задаю несколько
вопросов, которые начинаются со слов: что более ценно? Пока не получаю самое ценное ощущение, выше которого я
ничего не могу воспроизвести. Это ощущение называется Артхой. Теперь, когда моя лень превратилась в энтузиазм, я
могу легко пойти, нет побежать на кухню и помыть посуду.
Артхи бывают пяти видов:
1. Ощущение спокойствия.
2. Ощущение единства.
3. Ощущение любви.
4. Ощущение счастья.
5. Ощущение я есть, я существую.
Анартха – это неприятные ощущения. Например, вкусный обед. Все, что вы хотите, все, что вы любите. Если я
спокоен и медленно наслаждаюсь тем, что ем – это Артха. Если я хочу избавиться от ощущения голода не то в желудке,
не то в голове, и пожираю одно блюдо за другим, и никто и ничто не может остановить меня, то это называется
Анартха. Вроде бы приятное ощущение - есть торт, но что-то здесь не так. И я вроде знаю, что должен остановиться,
но не могу. Поэтому приятные ощущения, которые потом принесут страдания, так же называются Анартхами.
“Я”-анартха – ощущение, которое поддается моему контролю. Я могу разгневаться, чтобы успокоить пьяного не
вежливого человека. Но сразу же после этого я могу расслабиться и вообще забыть о случившемся.
“ТЫ”-анартха - ощущение, которое не поддается моему контролю. Когда алкоголик, жалкое животное наступает мне
на ногу, я буду в гневе вспоминать об этом минимум три часа, а может и всю неделю.
Именно “ТЫ”-анартхи приносят наибольшие страдания. Боль придавленной ноги – это искра пламени-боли, которую
причиняет не контролируемый гнев. Гнев – это не приятные ощущения, как правило, в области груди. Когда гнев не
проходит в течение часов, дней, недель – это серьезная проблема, которая может вызвать болезнь. Ощущения, которые
относятся к “ТЫ”-анартхам могут возникать в разных частях тела. Как правило, в области чакр. Большинство из них
находятся в области 3 и 4 чакры.
Другой перевод слова Анартха – ненужные желания в сердце, которые мешают продвигаться по пути. “ТЫ”-анартхи
разделяются на следующие типы:
1. Негативные желания.
2. Апатии.
3. Позитивные желания.
4. Активные мысли.
5. Пассивные мысли.
В самом начале работы над собой мы избавляемся от всех ощущений “не хочу”. Не хочу гневаться, не хочу
бояться, не хочу быть злым и свирепым, не хочу быть жадным. Страх остаться голодным на улице заставляет нас
зарабатывать деньги. Страх остаться одному в старости подталкивает быстрее найти спутника жизни. Но когда страхов
больше нет, то незачем прилагать лишние усилия. Все старые убеждения разрушены и наступает апатия или желание
бездействовать, ничего не делать. На втором этапе убираются анартхи-апатии. Третий этап – преображение желаний
“хочу”. Хочу килограмм шоколадных конфет, хочу 15 пирожных, хочу курить. У всех ощущений “хочу” есть серьезные
побочные проблемы. Я хочу много сладкого, но не хочу сидеть у зубного. Я хочу вкусно и много есть, но не хочу быть
толстым.
Желание = чувство = ощущение.
Я хочу любой ценой поставить этого человека на место.
У меня есть желание сделать это любой ценой.
Когда я думаю об этом, я в гневе, я испытываю чувство гнева.
Я чувствую жар в груди, это очень неприятные ощущения.
Трудно сказать, это желание гневаться вызывает ощущение гнева. Или ощущение гнева вызывает желание
гневаться. Желание является ощущением. Чувство является ощущением. Я хочу, значит, испытываю чувство, значит,
ощущаю желание. Желание = чувство = ощущение желания.
Я хочу наказать = я в гневе (испытываю чувство гнева) = ощущения в груди.
Я хочу есть = я голодный (испытываю чувство голода) = ощущения в желудке.
Я не хочу дарить = я жадный (испытываю чувство жадности) = ощущения в животе.
Я не хочу мыть посуду = я ленивый (испытываю чувство лени) = ощущения в животе.
Если я хочу наказать, выходит я в гневе, и я испытываю ощущения в груди. Если я здесь главный, тогда я могу
и не захотеть наказывать, значит я могу и не испытывать чувство гнева, и я могу не иметь ощущений в груди. Но не
все так просто. Я не могу этим управлять. Получается, это не я хочу наказать, значит, это не я в гневе, и не я
испытываю ощущения гнева. Попробую описать ощущения гнева. Оно находится в области груди, как шар, черный и
горячий, как плазма, только черная. Хотя я испытываю это чувство, но ощущение находится где-то рядом со мной.
Значит это не я в гневе. Но с этим что-то нужно делать, потому что плохо то мне.
Контейнер с деньгами.
Возьму наиболее серьезную задачу жизни. Это деньги. Немного по-рассуждаю сам с собой. Итак, мне нужны
деньги, ну скажем контейнер 20т. Этого вполне достаточно для жизни. Допустим, меня и 20т. бумажных денег выгрузили
на необитаемом острове. Это не правильно. Если бы у меня были такие деньги, что тогда было бы более ценно, более
важно? На деньги нужно покупать вещи. Поэтому лучше, если меня выгрузят в центре города. Я могу купить себе
квартиру, или лучше замок, дворец, мебель. Большой дворец. Я сижу там, никого нет. Если есть деньги и вещи, что
тогда более ценно, более важно? Получается - люди. Пусть приезжают все. Друзья, знакомые, родственники, их друзья
тоже. Теперь есть деньги, вещи, общение. Но что-то снова не так. Много суеты, лицемерия. Что более ценно?
Наверное, настоящая дружба. Я хотел бы общаться только с близкими друзьями. Поэтому, более ценно чем деньги, вещи,
общение – это дружба. Но этого не достаточно. Выше дружбы любовь к одному человеку. Но важнее этого моя
способность любить не только одного, а своих детей, чужих детей, людей, цветы, море, зверей. Это очень большая,
просто безграничная любовь. Красивое ощущение. По сравнению с ним желание иметь просто деньги меркнет.
Это и было упражнение Сутра.
Упражнение Сутра.
Упражнение Сутра – это упражнение для ума ( а точнее для ощущений, которые создает ум) в форме вопросов. В
результате появляются ответы в виде коротких утверждений с глубоким смыслом. В переводе с санскрита Сутра, значит
короткое утверждение с глубоким смыслом. Все философские школы пытаются выяснить, что наиболее ценно, что же
наиболее важно. Но в нашем случае упражнение Сутра, значит упражнение с утра. Каждое утро я проверяю свои эмоции,
ощущения. Я спрашиваю себя: я спокоен? Я счастлив? Если что-то не так, тогда я немного работаю с собой, и
счастливый отправляюсь по делам.
Как я это делаю?
1. Вспоминаю любую ситуацию, которая вызвала сильные неприятные эмоции. Неприятно? Где неприятно? В какой
части тела? Определяю размеры этого ощущения. Круглое? Бесформенное? Какого цвета? Темное? Светлое? Красное?
Зеленое? Оно рыхлое или плотное? Как желе или как камень? И т.д. Например, гнев. Ощущение в области груди. Можно
почувствовать, что это не я гнев, это мой гнев. Он находится рядом со мной или во мне. С другой стороны я
по-настоящему в гневе и готов к решительному.
2. Далее, я (который наблюдает) задаю вопросы себе (который в гневе). Какое твое положительное намерение?
Что такого хорошего ты хочешь для меня сделать, когда вызываешь во мне эти ощущения в области груди? Чтобы
ответить на этот вопрос, занимаю позицию: я, тот который в гневе, и отвечаю на вопрос. Ответ может быть следующим:
защита. Я (наблюдатель) обязательно благодарю себя (который в гневе) за то, что согласился отвечать на вопросы и
уже ответил на один.
3. Следующий вопрос: а если бы у меня уже была защита, что тогда было бы более ценно, более важно для тебя?
Ответ может быть: взаимопонимание. Следующий вопрос: если бы у меня уже была защита и взаимопонимание, что тогда
было бы более ценно, более важно? Ответ может быть: дружба. Следующие ответы могут быть любовь и безграничная
любовь.
4. Я (который был в гневе) сейчас испытываю ощущение, которое приблизительно называется безграничная любовь.
Действительно, сейчас, более высоких ощущений, чем безграничная любовь я даже представить не могу. Следующий
вопрос, который задаю я (наблюдатель) себе (который испытывает ощущение безграничной любви): а если бы у меня были
эти ощущения безграничной любви как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как бы тогда все изменилось?
И я (который любит) отвечает мне (который наблюдает): ну, тогда бы было круто, все бы поменялось. Тогда я
(наблюдатель) снова задаю вопрос себе (который любит): если бы у меня были эти ощущения безграничной любви как
стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как бы тогда обогатилось ощущение моей внутренней любви? Т.е.
как бы я (наблюдатель) был способен любить, если бы я (наблюдатель) находился в состоянии безграничной любви? Я (
тот, который любит) могу ответить так: способностью любить людей, зверей, цветы, и даже камни. А как бы
обогатилось ощущение взаимопонимания, если бы у меня было ощущение безграничной любви как стиль жизни, как эталон
жизни, как точка отсчета? Ответ: способностью с вниманьем слушать. И т.д. Последний вопрос: как бы изменилось,
преобразилось, исчезло чувство гнева? Ответ: там, где любовь живет, нет места гневу.
5. Далее. Я (наблюдатель) спрашиваю себя ( который любит): сколько тебе лет? Имея в виду, сколько было лет
мне (наблюдателю), когда впервые появилось чувство гнева. Ответ может быть: 3 года. Хотел бы ты, обладающий этим
чувством безграничной любви, принести это чувство безграничной любви из трех летнего возраста в настоящее, и
подарить его мне, чтобы сделать мне приятное? Ответ всегда будет: да. Тогда я (который любит) из трех летнего
возраста, наполненный ощущением безграничной любви, путешествую в настоящее, и, просто удивляюсь тому, как многие
события моей жизни происходят совсем не так, как я о них помню.
6. Я (наблюдатель) смотрю, где находится ощущение безграничной любви. Это может быть горячий шар чуть на
расстоянии от груди. Одеваю этот горячий шар, это ощущение, как свитер. Могу взять его руками или мыслями, и
поместить внутрь себя. Позволяю этому ощущению растечься, разлиться по всему телу. В голову, в руки, в грудь,
живот, ноги. Ощущаю теплоту, свет в каждой клеточке себя. Сейчас я (наблюдатель) и я (который любит) одно целое.
Поэтому я (наблюдатель) могу сказать, что это я обладаю ощущением безграничной любви, которое сейчас находится в
каждой клетке моего тела.
7. На этом этапе я задаю вопросы уже себе. Когда у меня есть это ощущение безграничной любви, которое
находится в каждой клетке моего тела, как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как тогда все
меняется? Как обогащается моя внутренняя любовь? Дружба? Взаимопонимание? Защита? Есть ли место гневу? Ответы еще
более глубокие и осознанные.
8. Вот и все. Из Анартхи, которую я называл гневом, я получил Артху, которую называю безграничная любовь.
Остается закрепить ощущение Артха в прошлом, настоящем и будущем. (см. Примечание)
Еще раз. Коротко.
1. Определяю место нахождения Анартхи.
2. Выясняю ее положительное намерение.
3. Занимаю позицию – я-наблюдатель, и задаю вопросы себе, тому, который находится под влиянием Анартхи.
Наблюдаю за тем, как Анартха превращается в Артху.
4. Задаю вопросы себе как тому, кто находится под влиянием Артхи.
5. Выясняю, сколько было мне лет, когда впервые появилась Анартха. Перемещаю ощущение Артхи из прошлого в
настоящее.
6. Растворяю ощущение Артхи в своем теле.
7. Задаю вопросы себе, владеющему ощущением Артхи.
8. Закрепляю ощущение Артхи в своем прошлом, настоящем, будущем.
Еще раз. Еще короче.
1. Где Анартха?
2. Что хочет?
3. Что более ценно?
4. Если есть Артха, как все меняется?
5. Сколько тебе лет?
6. Внедрение Артхи.
7. Если я – Артха, как я меняюсь?
8. Прошлое, настоящее, будущее.
Итог.
Счастье есть, его не может не быть. Но его может и не быть, хотя оно есть. Очень давно, кто-то решал за
меня быть или не быть. Как парадоксально, что этим кем-то был я. Как удивительно, что этим кем-то могу быть я.
Примечания.
Вопросы в упражнении Сутра.
1. В какой части тела находится Анартха?
2. Какое твое положительное намерение, когда ты вызываешь во мне это ощущение Анартхи?
3. А если бы у меня было это ощущение положительного намерения, что тогда было бы более ценно, более важно?
Какое ощущение?
4. а) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета, как бы тогда
все изменилось?
б) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета,
как бы обогатилось предыдущее ощущение?
в) Если бы я имел ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точку отсчета,
как бы изменилось, преобразилось ощущение Анартхи.
6. Сколько было мне лет, когда впервые появилась Анартха?
7. а) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка отсчета, как тогда все
меняется?
б) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка
отсчета, как обогащается предыдущее ощущение?
в) Когда у меня есть ощущение Артхи как стиль жизни, как эталон жизни, как точка
отсчета, как изменяется, преобразовывается ощущение Анартхи.
Ответы на вопросы.
Вопрос. Если я задаю себе вопрос о положительном намерении, а ответа нет?
Ответ. Вы должны понять, что отвечаете вы. Если вам сразу сложно ответить, тогда предположите ответ. Например,
страх высоты. Когда я подхожу к краю крыши или обрыва, у меня что-то сжимается в области живота и перехватывает
дыхание. Очень неприятное ощущение. Какое положительное намерение? Защита. Я сам хочу защитить себя. Другими
положительными намерениями в других случаях могут быть: умение постоять за себя, спокойствие и т.д.
Вопрос. Если положительное намерение: избежать беспокойств?
Ответ. Прежде всего нужно поблагодарить себя (того, который в гневе) за то, что впервые вышел на контакт со мной
(который наблюдает). Это важно. Затем нужно спросить: а какое твое положительное намерение, когда ты хочешь, чтобы
я избегал беспокойств? Другими словами, каким я буду, если смогу избегать беспокойств? Возможный ответ:
спокойствие.
Вопрос. А если положительное намерение – я хочу тебя убить?
Ответ. Скажите: спасибо за то, что впервые вышел на контакт. А какое твое положительное намерение, когда ты
хочешь меня убить? Я хочу, что бы ты умел за себя постоять. А какое твое положительное намерение, когда ты хочешь,
что бы я умел за себя постоять? Решительность.… Все, решимость – это положительное намерение, потому что красивое
положительное слово.
Вопрос. У меня получилось мало ответов.
Ответ. Иногда это нормально. Но если на счет три вы уже в состоянии безграничной любви, значит вы могли что-то
пропустить. Как правило вы пропустили себя. Вы готовы любить весь мир, а свою личную жизнь еще не устроили. Будьте
внимательны – вы представляете для себя наибольшую ценность. Поэтому нужно в первую очередь решать свои личные и
бытовые проблемы, а потом уже можно любить и всю вселенную.
Вопрос. У меня получилось много ответов.
Ответ. 12-14 ответов – это нормально. Иногда, в случае серьезных Анартх может получиться 25 ответов. Это тоже
нормально.
Вопрос. Зачем ощущение Артха нужно переносить из прошлого в настоящее.
Ответ. Это самый важный этап в упражнении. Если вы не можете управлять Анартхой, значит, она находится в
прошлом. После того как Анартха преобразилась в Арху, ее нужно перенести из прошлого в настоящее. Это важно.
Вопрос. Во время упражнения, иногда хочется плакать.
Ответ. Да, когда Анартха преобразовывается, человек может плакать, смеяться, зевать, глубоко вздыхать. Это
первые признаки того, что все идет правильно.
Вопрос. Как обнаружить Анартху?
Ответ. Когда вы увидели, например, жадного скупого человека, вам неприятно. Проверьте свои ощущения, вы
обнаружите свою жадность. Если кто-то говорит вам, что вы негодяй – это неприятно. Проверьте свои ощущения, вы
убедитесь, что он прав. Если вы замечаете в ком-то дурное качество, это на 100% означает, что это есть у вас. Если
кто-то указывает вам на плохое качество, это на 100% означает, что он прав.
Вопрос. Как спровоцировать появление Анартхи.
Ответ. Можно вспомнить ситуацию когда было неприятное ощущение. Можно задать себе вопросы: что будет, если это
будет? Или что будет, если этого не будет?
Вопрос. Иногда бывает трудно проводить упражнение, кажется, что ничего не получится.
Вопрос. Если сразу после упражнения или через некоторое время ощущение снова появилось?
Вопрос. Нужно ли работать со страхом высоты и воды?
Вопрос. Почему Ты-анартх так много. Как и когда они зарождаются?
Вопрос. Как работать с Анартхами – апатиями?
Вопрос. Как работать с позитивными желаниями?
Вопрос. Как работать с активными мыслями?
Вопрос. Какая методика работы с собой?
http://poznaisebya.com
Автор Сергей Шевченко e-mail: nandabihari_@_yahoo.com_
Анартха – не Артха. Или как горькое превратить в сладкое.
- Информация о материале
- Автор: padayatra
- Категория: Методы
- Просмотров: 8052