В прошлом жил Желтый Предок Хуан-Ди, который с рождения обладал силой духа и чудесными способностями. В младенчестве он умел говорить, ребенком отличался умом, в юности обладал проницательностью, а взрослым достиг небес. Тогда обратился он к небесному наставнику:

— Я слышал, что в высокой древности люди доживали до 120 лет, а движения и действия их оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди утратили какие-то способности?

Примечание: Далее весь текст трактата представлен в разделе "Школа рэйки" - Трактат желтого императора.

ЦЗЮАНЬ ПЕРВЫЙ

перевод: Б. Виногродский М.: «ЛМА», 1996

Раздел первый
О ТЕОРИИ НЕБЕСНОЙ ИСТИНЫ ВЫСОКОЙ ДРЕВНОСТИ

В прошлом жил Желтый Предок Хуан-Ди, который с рождения обладал силой духа и чудесными способностями. В младенчестве он умел говорить, ребенком отличался умом, в юности обладал проницательностью, а взрослым достиг небес. Тогда обратился он к небесному наставнику:

— Я слышал, что в высокой древности люди доживали до 120 лет, а движения и действия их оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди утратили какие-то способности?

Ци-Бо2 ответил:

 — В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с субстанциями инь и ян, находили гармонию искусства и вычисления, был упорядочен ритм приема пищи и питья, соблюдалось постоянство ритма движения и покоя. Люди без глупостей и суеты делали свою работу. В результате телесная форма и духовное начало действовали в гармонии, а люди проживали здоровыми все годы, отпущенные им от природы, достигали столетнего возраста, и лишь тогда покидали мир. В нынешние времена дела людские обстоят не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала постоянной практикой. В пьяном виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени-цзин. В результате растрачивается-рассеивается истинное устремление. Люди, не обладая знанием, стремятся к наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух-шень. Делами ускоряют движения сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны. Совершенномудрые в глубокой древности, передавая учение, говорили, что все это суетная ложность, предательский ветер. Есть специальные дни, когда можно предотвратить данное заболевание. В это время следует пребывать в безмятежности полного покоя, безбытийной пустоте. Тогда истинное дыхание-ци4 будет послушно двигаться в соответствии с ритмом восьми сочленений5, а семя и дух пребудут во внутренних сферах, где им и положено быть. Откуда же в таком случае возникнет болезнь? Таким образом, тренируются устремления воли и ограничиваются желания. Сердце успокаивается, человек теряет страх. Тело утруждается, но утомление не чувствуется. Дыхание-ци становится послушным, в результате и организм податлив. Все следует своим устремлениям, и все получают то, к чему стремятся. Потому человек любит свою пищу, с радостью носит одежду, радуется данным ему обычаям. Высокие и низкие не завидуют друг другу. Такие люди и называются простыми, они не боятся мира вещей, соблазны разврата не способны смутить покои их сердец. Вкусы и желания не могут утомить их глаз. Умудренность, ум, постижение, все это не ценится такими людьми. Они не боятся мира вещей, и потому не отходят от правильного пути. В таком случае можно достигнуть возраста ста лет, а продолжать двигаться и работать, как прежде, легко. Таким образом, не нарушается целостность их духовных сил.

— Человек доживает до преклонных лет и не способен иметь детей. Силы и способности у него истощаются. В какие предопределенные небом сроки это происходит?

— Когда девочка проживает семь лет, дыхание-ци почек у нее достигает расцвета, в это время меняются зубы и вырастают волосы. Девочка проживает два раза по семь лет, и достигается точка знака гуй6 небесного цикла. В это время дыхание-ци начинает свободно двигаться по меридиану зачатия жэнь-май . Достигает расцвета канал чун-май8. Начинаются месячные, которые идут в определенные сроки. С этого возраста женщина может иметь детей. Проходит три раза по семь лет, и дыхание-ци почек становится спокойным-уравновешенным. Появляются настоящие зубы и рост организма достигает своего предела. Проходит четыре раза по семь лет, сухожилия и кости становятся твердыми. Заканчивается развитие волос. Тело достигает периода зрелости, расцвета сил. Проходит пять раз по семь лет, и начинается угасание активности меридиана светлый ян9, лицо вянет, начинается выпадение волос. Проходит шесть раз по семь лет, и в верхней части организма начинается упадок трех янских меридианов10. Все лицо увядает, волосы начинают седеть. Проходит семь раз по семь лет, меридиан зачатия опустошается, а меридиан чун-май приходит в упадок. Прекращаются месячные, путь земли пройден и закрыт. Поэтому тело начинает разрушаться, и женщина больше не способна иметь детей. У мужчины в восемь лет дыхание-ци почек становится полным. В это время вырастают волосы и меняются зубы. Проходит два раза по восемь лет, и дыхание-ци почек достигает расцвета. Мужчина достигает половой зрелости. Дыхание-ци семени-цзин переполняется и изливается. Субстанции инь и ян находятся в гармонии соединения, и потому с этого возраста мужчина способен иметь детей. Проходит три раза по восемь лет, и дыхание-ци почек становится спокойным и ровным. Сухожилия и кости становятся сильными и крепкими. Появляются зубы мудрости и рост достигает своего предела. Проходит четыре раза по восемь лет, сухожилия и кости достигают расцвета, мышцы становятся сильными, достигается зрелость. Проходит пять раз по восемь лет, и дыхание почек начинает убывать, выпадают волосы, портятся зубы. Проходит шесть раз по восемь лет, и дыхание-ци субстанции ян истощается в верхней части организма. Лицо увядает, а волосы на голове и висках начинают седеть. Проходит семь раз по восемь лет, и дыхание-ци печени приходит в упадок, сухожилия больше не способны двигаться, истощается половая сила, семени становится мало, почки ослабевают, развитие тела достигает своего предела. Проходит восемь раз по восемь лет, выпадают зубы и волосы. Почки управляют стихией воды, они получают и сохраняют семя-цзин, Которое приходит из пяти органов-цзан и шести органов-фу12. Потому если пять органов-цзан находятся в состоянии расцвета, может извергаться семя. Когда же органы приходят в состояние упадка, расслабляются и разрушаются сухожилия и кости, истощается половая сила, седеют волосы, тело становится тяжелым, шаги и движения человека теряют устойчивость и верность. Он больше не способен иметь детей.

Хуан-ди говорит: Когда человеку от природы предопределен более долгий срок жизни, тогда каналы, по которым движется дыхание-ци, не теряют своей проходимости, а дыхание-ци почек имеется в избытке. Если в старости у родителей рождается ребенок, то мальчик проживет не более чем восемь раз по восемь лет, а девочка — семь раз по семь, так как за этот период времени в них полностью источится дыхание-ци семени-цзин неба и земли.

— А если человек не отходит от пути-Дао13, то может ли он иметь детей, несмотря на столетний возраст?

— Если человек не отходит от пути-Дао, то, несмотря на старость, телесная форма его сохраняется полностью, и даже если ему много лет, он способен иметь детей.

Я слышал, что в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци. Стояли независимо, удерживая дух-шэнь. Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину. Во время средней древности14 были люди, достигшие просветления. Они были чистыми в своих внутренних усилиях, целостными в своем движении по пути-Дао. Они хранили единство гармонии с субстанциями инь и ян. Действовали, сообразуясь с четырьмя стадиями временного цикла15. Копили семя, сохраняли в целости дух-шэнь. Путешествовали свободно между небом и землей, видели и слышали за гранью восьми пределов16. Такие люди доживают до предельного срока предназначенных им лет, но остаются сильными. В конце концов, они также прозревают высочайшую истину, достигая совершенства. После них идут совершенномудрые шэн-жэнь, которые пребывают в гармонии между небом и землей, следуют законам движения восьми ветров17. Они сообразуются с желаниями и страстями, бытующими в народе, не таят раздражения и гнева в сердце своем. Такой человек действует, не стремясь уйти от мирских забот. Он носит обычную одежду, но в своих поступках не руководствуется вульгарными нравами. Во внешней сфере он не утомляет телесную оболочку. Во внутреннем мире он не беспокоит себя размышлениями. То, что должен сделать, он совершает посредством сохранения безмятежного покоя. Работа его заключается в возврате к самому себе. Тело его не разрушается, семя-цзин и дух-шэнь не рассеиваются. Такой человек тоже способен прожить сто лет. После совершенномудрых по иерархии идут мудрые люди сянь-жэнь18. Они руководствуются схемой взаимодействия неба и земли, воплощают образы Солнца и Луны, разбираются в положении звезд и созвездий, знают прямую и обратную последовательность смены знаков субстанций инь и ян. Они способны различать характеристики четырех стадий временного цикла. Если следовать заветам глубокой древности19, когда люди не отошли еще от истинного пути, то тоже можно продлить срок жизни и достичь предельного долголетия.

Раздел второй
О БОЛЬШОЙ ТЕОРИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ДУХА ЧЕТЫРЕХ ДЫХАНИЙ-ЦИ

Три месяца весны имеют характеристики «появления и упорядочивания». В это время рождаются небо и земля, расцветают все сущности-объекты. Следует поздно ночью ложиться и на рассвете вставать, широкими шагами ходить по двору, с распущенными волосами двигаться плавно. Тем самым будешь способствовать зарождению чувств-волений. Следует давать жизнь, а не убивать. Следует дарить, а не забирать; хвалить, а не наказывать. Такой способ укрепления здоровья соответствует дыханию-ци весны. Если не будешь вести себя соответственно, то повредишь печень, и летом у тебя появится болезненный синдром холода, так как дыхания-ци в организме будет недостаточно для взращивания.

Три месяца лета называются расцветом и цветением. В это время происходит соединение дыхания-ци неба и земли. Десять тысяч сущностей-объектов20 цветут и приносят плоды. Нужно поздно ложиться и рано вставать. Не следует слишком долго находиться под солнцем. Нужно следить, чтобы в эмоциональных проявлениях не было раздражения. Пусть в цветах образуется завязь. Нужно, чтобы дыхание-ци переполнялось, а излишки выходили наружу, и если объект твоих влечений находится вовне, тогда ты следуешь по пути питания жизни дыхания-ци лета. Если же нарушаешь такие установления, тогда наносишь вред сердцу, и потому осенью появится истощающая хроническая лихорадка, так как будет недостаточно сил для сбора урожая, а к моменту зимнего солнцестояния болезнь проявится с новой силой.

Три месяца осени называются «определением объема». В это время количество небесного дыхания-ци ограничивается, а земное дыхание-ци проясняется. Следует рано ложиться и рано вставать. Подниматься лучше с петухами. В результате устремления-веления успокоятся и стабилизируются, потому и осенние наказания должны быть мягкими. Следует собирать урожай духа-шэнь и дыхания-ци, и тогда осеннее дыхание-ци будет ровным. А если не направлять свои эмоции вовне, тогда дыхание-ци легких будет чистым. Таков путь, способствующий сбору урожая и соответствующий дыханию-ци осени. Если будешь вести себя иначе, повредишь легкие, а в результате зимой будешь страдать от несварения желудка и поноса, так как скажется недостаток энергии для осуществления функции сохранения урожая. Три месяца зимы называются временем «сохранения в укрытии». Вода превращается в лед, земля трескается. Нельзя беспокоить субстанцию ян, нужно рано ложиться и поздно вставать, следует спать до восхода солнца. Эмоциональные устремления должны быть как бы скрыты, затаены, словно в душе у тебя секретные намерения, как будто ты ожидаешь какой-то выгоды для себя. Нужно избегать холода и стремиться к теплу. Однако нельзя допускать выделения пота на коже, так как это приводит к большим потерям дыхания-ци. Если вести себя соответственно рекомендациям, то будешь способствовать исполнению функции сохранения урожая, которая соответствует зимнему дыханию-ци. Если не следовать рекомендациям, повредишь почки, и весной будешь страдать от болезней сухожилий и нарушений кровообращения и циркуляции дыхания-ци в конечностях, так как весной будет недостаточно дыхания-ци, чтобы способствовать функции рождения. Небесное дыхание-ци является чистым, прозрачным, светлым и ясным. Оно постоянно хранит в себе силу-дэ 21 и не опускается вниз. Когда небо кажется ясным, меркнет свет солнца и луны. Тогда в отверстия тела проникают возбудители болезни. Когда закрывается путь для воздействия дыхания-ци субстанции ян, тогда процветает дыхание-ци земли. Если туманы перестают концентрироваться, создавая облака, тогда сверху естественно перестают выпадать белые росы. Если теряется связь между небом и землей, тогда перестает правильно осуществляться предназначение десяти тысяч сущностей-объектов, а если оно не осуществляется, тогда гибнут плоды и деревья. Когда вредное дыхание-ци не рассеивается, тогда нарушается ритм ветров и дождей, не выпадают белые росы, в садах перестают цвести и засыхают растения. Когда дуют губительные ветры и часто идут проливные дожди, это значит, что небо и земля четыре сезона перестают поддерживать друг друга, и их смена не сообразуется с истинным путем-Дао. В таком случае в недалеком будущем наступит погибель. Только совершенномудрый следует пути-Дао, и потому у него в организме не возникает отклонений и болезней. Если десять тысяч сущностей объектов не отходят от истинного пути-Дао, тогда не истощается дыхание-ци жизненной силы.

Если нарушается движение дыхания-ци весны, тогда не происходит зарождение меридиана малый ян22, и в результате движение дыхания-ци печени нарушает свое действие.

Когда нарушается движение дыхания-ци лета, тогда не происходит взращивания меридиана сверх ян , в результате нарушается работа дыхания-ци сердца.

Когда нарушается правильное движение дыхания-ци осени, тогда не рождается урожай, соответствующий дыханию-ци меридиана сверх инь24, а потому дыхание-ци легких перегревается и застаивается. Если нарушается правильное движение дыхания-ци зимы, тогда не происходит надлежащего сохранения плодов, соответствующего дыханию-ци меридиана малый инь25, в результате чего подавляется деятельность дыхания-ци почек. Четыре стадии временного цикла, а также субстанции инь и ян представляют собой корень и ствол десяти тысяч сущностей-объектов. Поэтому совершенномудрый весной и летом заботится о субстанции ян, а зимой и осенью о субстанции инь. Таким образом, он способен сохранять и поддерживать свой корень. Вместе с десятью тысячами сущностей-объектов он пульсирует во вратах рождения и роста26

Если противодействуешь естественному движению корня, то тем самым рубишь ствол, разрушая свою же истинную природу. Субстанции инь и ян, четыре стадии временного цикла представляют собой начало и конец десяти тысяч сущностей-объектов, являются основой смерти и рождения. Если нарушать естественный закон, будешь губить и подвергать страданиям жизнь. Если же следуешь естеству, то не возникнут никакие болезни. Это и называется обретением пути. Совершенномудрый претворяет истинный путь в своих действиях, а глупец лишь относится с почтением к истинному пути. Следование субстанциям инь и ян соответствует жизни, а противодействие этому соответствует смерти.. Следование — суть лечение-упорядочивание, а противодействие — хаос и смута. Неподатливость — это и есть противодействие. Ему соответствует внутреннее сопротивление. Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет. Об этом и говорится выше. Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды; похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры.

Раздел третий
РАССУЖДЕНИЕ О СООБЩЕНИИ С НЕБОМ ДЫХАНИЯ-ЦИ РОЖДЕНИЯ-ЖИЗНИ

Хуан-Ди говорит:

— Со времен древности сообщение с небом является корнем жизни, ибо корнем этим являются субстанции инь и ян. И между небом и землей, в пределах шести границ27, дыхание-ци девяти разделов земли28, и дыхание-ци девяти отверстий человеческого тела29, пяти органов-цзан, двенадцати сочленений30, все сообщается с небесным дыханием-ци. Оно рождает пять стихий31, и появляется дыхание-ци трех разновидностей меридианов32. Если ритмика цифр33 не соответствует, тогда патогенное дыхание-ци наносит вред человеческому организму, ибо в следовании заключается основа продления жизни и достижения долголетия.

Дыхание-ци лазурных небес является чистым и спокойным, и в соответствии с ним упорядочиваются эмоциональные импульсы и ментальные движения. Если следовать ему, тогда дыхание-ци субстанции ян будет сильным, и ни вредоносные ветра, ни патогенные факторы не смогут нанести вреда человеку. Это происходит в результате следования движению времени. Поэтому совершенномудрый человек концентрирует семя-цзин и дух-шэнь, питается небесным дыханием-ци, сообщается со светом духа-шэнь. Если человек теряет способность следовать ритму времени, тогда изнутри закрываются девять отверстий, на внешнем уровне нарушается движение мышц. Охранительное дыхание вэйци34 рассеивается. Такое состояние называется нанесением вреда самому себе, уничтожением дыхания-ци.

Дыхание-ци субстанции ян играет такую же роль, как солнце на небе. И если нарушается ритм движения солнца, тогда существа гибнут преждевременно, пропадает сияние жизни. Таким образом, небесное движение определяется сиянием солнечного света. Потому в человеческом организме субстанция-ян находится в верхней части, а охранительная функция осуществляется на внешнем уровне.

Если имеет место воздействие холода, тогда желания должны быть подобны движению дверного шарнира (имеется в виду должны быть подобны движению дверного шарнира (имеется в виду, что при взаимодействии с внешним миром следует быть очень осторожным, не теряя контроля над чувствами); в движениях необходимо сохранять осторожность, и тогда дыхание-ци духа-шэнь будет пребывать на поверхности. Если имеет место воздействие жара, тогда в результате выделения пота и внутреннего томления у больного становится затрудненным дыхание.

Если же внутри спокойствие, тогда он многословен, но тело у него при этом как пылающие уголья. Если же пот выходит, тогда жар рассеивается. Если действует влажность, то у больного такое ощущение, будто голова обмотана тряпками.

Если влажность и жар не проходят, тогда крупные сухожилия сокращаются и укорачиваются, а маленькие сухожилия расслабляются и растягиваются. Сокращение и укорачивание приводит к судорогам, а расслабление и растягивание приводит к потере сил.

Если воздействие оказывает дыхание-ци (имеется в виду внешнее воздействие синдрома ветра), тогда образуются опухоли-отеки.

Если эти четыре патогенных фактора36 действуют на больного один за другим, в результате истощается дыхание-ци субстанции ян.

Когда в организме накапливается переутомление, дыхание-ци субстанции ян напрягается на внешнем уровне, что приводит к расходу семени-цзин, и данное явление многократно повторяется летом. В результате возникает болезнь жара-недостаточности. При этой болезни ухудшается зрение, уши закрываются и не способны слышать. Организм становится подобным городу, у которого разрушены стены, пребывает в неконтролируемом состоянии,  и  не совладать с собой.

Сильный гнев таким образом воздействует на дыхание-ци субстанции ян,  что телесное дыхание-ци  прерывается,  а кровь застаивается в верхней части организма, в результате чего у больного происходит поверхностное нарушение циркуляции. Оно в свою очередь наносит вред сухожилиям, которые становятся расслабленными, так что ими нет возможности пользоваться.

Если у больного выделяется пот на одной стороне тела, то это может привести к одностороннему параличу.

--------------

1 Здесь и далее по тексту в скобках даны комментарии переводчика

 

Если во время выделения пота на организм воздействует патогенная влага, то это может привести к образованию маленьких нарывов и больших язв.

Если человек постоянно ест жирную и плотную пищу, то этого уже достаточно, чтобы у него появились фурункулы, так как он становится вполне подходящим вместилищем для болезни.

Если человек потеет во время работы, и на него дует ветер, тогда в результате поверхностного воздействия холода у него появляются прыщи, а если холод действует глубоко, тогда появляются фурункулы.

Если дыхание-ци субстанции ян является рафинированным, тогда питается дух-шэнь; если оно является мягким-податливым, тогда питаются сухожилия.

Если нарушается ритм открытия и закрытия (отверстий организма), и в это время воздействует холод, тогда может произойти сильное искривление позвоночника.

Если патогенный холод проникает в каналы, расположенные в глубине, и остается в мышцах и отверстиях кожи, тогда нарушается движение дыхания-ци и крови, в результате чего образуется застой, и на теле появляются нарывы и фурункулы.

Если патогенное дыхание-ци холода проникает в организм через точки-шу37, тогда оно проходит во внутренние отделы организма, подавляет деятельность пяти органов-цзан, наносит вред эмоционально-психической сфере, в результате чего у больного появляются страхи и беспокойства. Нарушается движение питающего дыхания ин-ци38, оно застаивается в мышцах, и потому у больного появляются фурункулы.

Если постоянно выделяется пот, тогда тело слабеет, расходуется-сжигается дыхание-ци, в результате чего закрываются точки-шу, и потому возникает лихорадка с синдромом ветра.

Ветер является причиной всех заболеваний. Если человек пребывает в спокойном умиротворенном состоянии, тогда мышцы и кожа его закрыты против воздействия внешних патогенных факторов. И в этом случае любые внешние патогенные воздействия не способны нанести человеку вред. Такое состояние является результатом того, что человек следует порядку перемен временного потока.

Если болезнь не проходит в течение долгого времени, тогда она прогрессирует и развивается внутри организма, и это приводит к тому, что нарушается сообщение между верхней и нижней частями организма, и на данном этапе даже хороший врач не способен вылечить больного. Если дыхание-ци субстанции ян скапливается внутри организма, болезнь может закончиться смертью. Если нарушается движение дыхания-ци субстанции ян, следует устранять препятствия этого движения. Если не принять срочных мер ясность, а дыхание-ци действует без нарушений.

Если патогенный ветер проникает в организм и воздействует на дыхание-ци, тогда уничтожается семя-цзин, в результате патогенные факторы наносят вред печени. Если человек ест слишком много, тогда нарушается действие сухожилий и каналов в вертикальном направлении, и в результате кишечник заболевает, начинается понос, а все это приводит к образованию геморроя.

Если же человек слишком много пьет, тогда нарушается движение дыхание-ци почек, в результате чего разрушаются позвоночные кости в области поясницы. Самым главным в состоянии субстанции инь и ян является то, что субстанция ян должна быть плотной, тогда организм крепкий. Если нарушается гармония отношений между инь и ян, то это подобно тому, что есть весна и нет осени, или есть зима, но нет лета. Потому согласование действий двух субстанций является критерием высшей мудрости. Если субстанция ян обладает силой, но не обладает плотностью (для удержания внутри организма субстанции инь), тогда нарушается деятельность субстанции инь.

Если субстанция инь здорова, тогда субстанция ян сохраняет плотность, в результате семя-цзин и дух-шэнь тоже в порядке. Если нарушается слаженность действия субстанций инь, тогда разрушается дыхание-ци семени-цзин. В результате воздействия росы и ветра извне, внутри образуются холод и жар (имеются в виду лихорадочные явления).

Если весной человек подвергся патогенному воздействию ветра, а патогенные факторы остались внутри организма, тогда у больного может появиться сильный понос. Если летом на организм патогенное воздействие оказывает жар, тогда осенью у больного может возникнуть туберкулезная лихорадка.

Если осенью больной подвергается патогенному воздействию влаги, тогда движение дыхания-ци нарушается в верхней части организма, в результате чего у больного появ­ляется кашель, кроме того может развиться потеря сил и дистрофия.

Если зимой человек подвергается патогенному воздействию холода, тогда весной у него должна появиться горячая лихорадка. Дыхания-ци четырех сезонов года таким образом наносит вред пяти органам-цзан человеческого организма.

Корень рождения субстанции инь заключается в пяти вкусах59. Пять дворцов40 субстанции инь повреждаются пятью вкусами. Потому если человек съедает слишком много кислого, то печень питается слишком сильно, в результате чего истощается дыхание-ци селезенки.

Если человек ест слишком много соленого, то тем самым он переутомляет дыхание-ци костей и суставов, мышцы становятся короткими, и в результате подавляется дыхание-ци сердца.

Если больной ест слишком много сладкого, дыхание-ци сердца становится затрудненным, переполняется, в результате человек чернеет, а дыхание-ци почек теряет равновесие.

Если есть слишком много горького, тогда дыхание-ци селезенки теряет свою гибкость-влажность, и в результате дыхание-ци желудка становится слишком плотным.

Если есть слишком много острого, тогда сухожилия и каналы размокают и раскисают, в результате чего истощается семя-цзин и дух-шэнь.

Поэтому следует уделять внимание гармонизации пяти вкусов. В этом случае кости будут располагаться правильно, сухожилия будут гибкими, дыхание-ци и кровь будут беспрепятственно циркулировать в организме, а отверстия в коже будут плотными. Если поступаешь таким образом, тогда дыхание-ци костей будет обладать семенем-цзин. Следует стремиться к движению по истинному пути-Дао, нужно жить по правильным законам, тогда сможешь прожить долгую жизнь, которая предназначена тебе небом, как твоя судьба.

Раздел четвертый
ИСТИННЫЕ РЕЧИ ИЗ ЗОЛОТОГО ЛАРЦА

Хуан-Ди спрашивает:

— На небе есть восемь ветров, в меридианах есть пять ветров. Что это значит?

Ци-Бо отвечает:

— Восемь ветров развивают патогенные факторы, а эти патогенные факторы приводят к образованию ветров в меридианах. Ветра вступают в контакт с внутренними органами, и тогда патогенное дыхание се-ци41 вызывает появление болезненного процесса. Существуют так называемые отношения преодоления между четырьмя сезонами. Они выражаются следующим образом: весна преодолевает долгое лето. Долгое лето преодолевает зиму. Зима преодолевает лето. Лето преодолевает осень. Осень преодолевает весну, Таковы отношения преодоления между четырьмя сезонами.

Восточный ветер рождается весной, ему соответствуют болезни печени. Меридианная точка-шу расположена на передней части шеи.

Южный ветер рождается летом. Ему соответствуют болезни сердца. Соответственная меридианная точка-шу находится на боковой части грудной клетки.

Западный ветер рождается осенью. Ему соответствуют болезни легких. Соответственная точка-шу находится на спинной части плеча.

Северный ветер рождается зимой. Ему соответствуют болезни почек. Соответственная точка-шу находится на пояснице и ягодицах. (Под такими точками подразумеваются места наиболее активной циркуляции соответствующих меридианов.

Центр соотносится со стихией почвы, ему соответствуют болезни селезенки, а дыхание-ци циркулирует по позвоночнику. Поэтому когда патогенное дыхание поражает человека весной, в большинстве случаев возникают болезни головы. Если патогенное дыхание поражает летом, болезни возникают во внутренних органах-цзан.

Если патогенное дыхание поражает осенью, тогда болезни возникают в области плеч и спины. Если патогенное дыхание поражает зимой, тогда возникают болезни четырех конечностей.

Весной наиболее вероятно возникновение кровотечений носа. Летом чаще всего возникают болезни в боковой области грудной клетки. Долгим летом наиболее вероятно явление поносов и внутренних синдромов холода. Осенью чаще других болезней встречаются лихорадки с синдромом ветра. Зимой обычно наблюдается онемение конечностей и нарушения циркуляции крови и дыхания-ци. Поэтому если зимой не беспокоить дыхание-ци, тогда весной не будут возникать носовые кровотечения, и, кроме того, весной не будут появляться болезни горла. Летом не будут возникать болезни в боковой области грудной клетки; в период долгого лета не будут появляться поносы и внутренние синдромы холода; осенью не будут появляться лихорадки с синдромом ветра; зимой не будут наблюдаться онемение конечностей и нарушения циркуляции дыхания-ци и крови, не будут возникать поносы в результате приема пищи, не будет чрезмерного выделения пота. Семя является корнем здоровья человеческого организма, и потому его нужно сохранить внутри организма. Нужно следить, чтобы весной не возникали простудные явления, тогда летом во время жары не будет выделяться пот, ибо иначе осенью наступит лихорадка с синдромом ветра. Таковы методы определения болезней у здорового человека.

Говорится, что внутри субстанции инь есть субстанция инь, а внутри субстанции ян есть субстанция ян. Суть данного высказывания заключается в следующем. С утра до полудня действует небесная субстанция, ян, и это значит, что внутри субстанции ян есть субстанция ян. С полудня до сумерек на небе действует субстанция ян, однако в данном случае внутри субстанции ян есть субстанция инь. С ночи до петушиного крика на небе действует субстанция инь, это значит, что внутри субстанции инь есть субстанция инь. С петушиного крика до восхода солнца на небе действует субстанция инь, и это значит, что внутри субстанции инь есть субстанция ян. Соответствие этому существует и в человеческом организме. Что касается распределения субстанций инь и ян в человеке, то внешнее соответствует субстанции ян, а внутреннее соотносится с субстанцией инь. Если говорить о соответствии органов цзан и фу человеческого организма субстанциям инь и ян, то органы цзан соответствуют субстанции инь, а органы фу соответствуют субстанции ян. Таким образом печень, сердце, селезенка, легкие и почки представляют собой органы цзан и соотносятся с субстанцией инь. Желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, три обогревателя представляют собой органы фу и соотносятся с субстанцией ян. Но каким образом узнать, что в человеческом организме соответствует наличию субстанции инь внутри субстанции инь, и наличию субстанции ян внутри субстанции ян. Зимой болезни действуют на субстанцию инь, летом болезни действуют на субстанцию ян, весной болезни действуют на субстанцию инь, осенью болезни действуют на субстанцию ян? Если правильно определять местоположение, тогда соответственно можно применять иглы или камни для воздействия на точки.

Так как спине соответствует субстанция ян, то субстанцией ян внутри субстанции ян является сердце. Спина — это субстанция ян, и потому субстанцией инь внутри субстанции ян являются легкие.

Брюшная полость — это субстанция инь, и потому субстанцией инь внутри субстанции инь является почка. (Брюшная полость — это субстанция инь, и потому субстанцией ян внутри субстанции инь является печень. Брюшная полость — это субстанция инь, и потому крайним выражением субстанции инь внутри субстанции инь является селезенка.

Таковыми являются соответствия внутренних взаимоотношений субстанций инь и ян, внутреннего и внешнего, поверхностного и глубинного, мужского и женского, потому аналогичное соответствие наблюдается и в отношении небесных субстанций инь и ян.

Император говорит:

— Во всех ли случаях соответствия пяти органов-цзан четырем стадиям временного цикла имеются свои конкретные аналоги?

Ци-Бо отвечает:

— Да, так. Востоку соответствует синий цвет, в организме он сообщается с печенью, а отверстия печени — это глаза. И семя-цзин востока накапливается-сохраняется  в печени. При заболеваниях печени у больного возникают страхи и тревоги. Ей соответствует кислый вкус. В этом же ряду находятся травы-деревья. Из птиц соответствует петух. Из злаков — пшеница. По соответствиям с четырьмя сезонами на небе имеется Юпитер, и потому дыхание-ци весны является началом и главой. Из звуков звукоряда соответствует цзюэ42, а число печени — это восьмерка. На основании этого следует знать, что соответствующие болезни печени располагаются в сухожилиях, а из запахов ей соответствует прокисший.

Юг и красный цвет, проникая в организм, сообщаются с сердцем. Отверстием сердца являются уши, и семя юга "сохраняется в сердце. Потому и возникают болезни пяти органов-цзан. Сердцу соответствует горький вкус. Из пяти стихий соответствует огонь. Из животных — это баран. Из злаков — просо. Из четырех сезонов ему соответствует лето, из звезд — это Марс. Следует знать, что болезни соответствующие сердцу, располагаются в каналах-май. Из звуков звукоряда — это звук чжэн43. Из цифр — это семерка. Это горелый запах.

Центр — это желтый цвет. Попадая в человеческий организм — он соотносится с селезенкой. Отверстие селезенки — это рот. А семя накапливается-хранится в селезенке. Поэтому болезни этого ряда проявляются у основания языка. Ему соответствует сладкий вкус. Из стихий — это почва. Из животных — это бык. Из злаков — гаолян. Из четырех сезонов ему соответствует середина лета. Из планет — это Сатурн. Соответствующие заболевания располагаются в мышцах; из звуков соответствует звук гун44. Из цифр — это пятерка. Из запахов — это аромат.

На западе белый цвет, попадая в организм, сообщается с легкими. Из отверстий человеческого тела соответствует нос. Сохраняется-копится семя в легких. Потому болезни располагаются в области спины. Из вкусов — это острый. Из стихий — это металл. Из животных — это лошадь. Из злаков — это рис. Из сезонов соответствует осень. На небе этому соответствует Венера. Следует таким образом знать, что главным образом — это болезни кожи и волос. Из звуков — это шан45. Из цифр — девятка. Запах сырой плоти.

На севере черный цвет. Попадая в организм, он сообщается с почками. Из отверстий тела — это переднее и заднее иньские отверстия. Сохраняется-копится семя в почках. Болезнь определяется в точках-си (ручьях)47. Из вкусов — это соленость. Из стихий — это вода. Из животных — это свинья. Из злаков — это фасоль. Из сезонов соответствует зима. На небе соответствует планета Меркурий. А соответственные болезни кроются в костях. Из звуков звукоряда — это юй48. Из цифр — это шестерка. Из запахов — гниль. Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внимательностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами. Всю эту информацию он тщательно сохранит в памяти сердца. Соединит сердце с семенем-цзин. Если человек не обладает определенными способностями, то его и научить этому нельзя. Если нет в нем истинности устремления, так и передать ему эти знания невозможно. Ведь только таков метод обретения пути-Дао.