Афанасий Никитин, знаменитый русский путешественник, хоть и не является признанным авторитетом в духовных вопросах, тем не менее дает в своих записках любопытное определение истинной религии. Если бы люди приняли его определение, на земле было бы куда меньше религиозных войн и споров.
На размышления о том, как судить об истинности веры, его натолкнуло созерцание трехсоттысячного войска мусульман, выступившего на войну за веру. Ошеломленный этой мощью, он пишет: "Такова сила султана бесерменского!" Похоже, что вид этого войска поколебал в нем убежденность в том, что христианство является единственным носителем истины: перед ним было живое доказательство если не истинности, то, по крайней мере, действенности мусульманства, заставляющего людей с улыбкой на устах жертвовать собой во имя Бога. Неужели же сотни тысяч людей, готовые отдать свои жизни Богу, заблуждаются? Поэтому следом он пишет: "А правую веру Бог ведает", - мол, одному Богу известно, кто из сражающихся за Него прав, а кто - нет.
Однако, оставив за Богом право судить об искренности нашей веры, он тут же формулирует универсальный критерий истинности религии, способный положить конец любым теологическим спорам. "А правая вера - Бога Единого знать, имя Его призывать, на всяком чистом месте и в чистоте".
Все хорошо. Жаль только, что ему понадобилось увидеть огромное войско мусульман, чтобы прийти к этой очевидной мысли.