С каждым годом остров все больше и больше приоткрывает ищущим душам свою таинственную завесу, становясь тем самым все более Интересным, притягате-льным и родным. И все же многое оста-ется еще неизведанным и непознанным. Ясно лишь то, что во истину Божественная благодать обитает в этом святом месте и, познавая ее, мы познаем Бога во всех Его проявлениях.
Стоял один из тех серых, холодных, и ничем непримечательных, осенних дней, когда природа, как бы, подготавливает все живое к суровому зимнему периоду. Пожелтела и пожухла листва на деревьях, то тут то там, в сером облачном небе были видны тянущиеся косяки улетающих на юг птиц, и лишь холодный северный ветер чувствовал себя привольным хозяином острова, с усердием подметая последнюю листву с дорожек и тропинок, и изгоняя, таким образом, последнее воспоминание о лете.
Наш теплоход делал последний в навигации рейс и, несмотря на промозглый холод, мы с мужем все же решили попрощаться со своим любимым островом до следующего года. Не торопясь, мы направились в сторону некогда величественной 22 -главой Преображенской церкви.
Этому знаменитому деревянному строению уже около 300 лет и время, стирающее все на своем пути, не пожалело, к сожалению, и это уникальное произведение искусства, пробороздив ее многочисленными вековыми морщинами, накренив, словно древнюю старицу и стерев с ее лица последние следы свежести серебристой осиновой древесины.
В нескольких метрах от погоста стоит старинная деревянная часовенка Св. Лазаря Муромского, который, по преданию, принес новое слово Божье - учение Христа - в этот суровый языческий край. Поначалу этот святой монах не просто не был принят на острове дружественно, но наоборот, его жизненные устои с постоянными молитвами и постами, совершенно чуждые язычникам, вызвали такую ненависть и раздражение к новому пророку, что хозяева северного острова решили, во что бы то ни стало его отравить.
Однажды, увидев, что монах ловит рыбу, язычники поняли, что пост его закончился, и решили воспользоваться этим случаем, чтобы избави-ться от этого инакомыслящего пришельца, растлевающего молодежь своими учениями. Они решили пригласить его на свою трапезу и "угостить" отравленной рыбой. Но судьба распорядилась иначе: та порция отравленной рыбы, которая была предназначена для монаха, волею свыше оказалась перед главным зачинщиком.
И вот он лежит уже на своем смертном одре, а вокруг него, с бубнами, в разукрашенных масках, прыгают соплеменники, своими истошными криками пытаясь испугать и изгнать из умирающего духов смерти. Однако, все их усилия не увенчались успехом и умирающий, в отчаянии, обратился к монаху с просьбой о помощи.
- Ты все время молишься своему Богу. Ты говоришь, что он всемогущ и любвеобилен. Прости же меня и помолись о моем выздоровлении
Лазарь, будучи человеком святым, не только простил, но даже порадо-вался о таком скором просветлении души нечестивца. Он с искренней любовью стал молить Отца Небесного и Иисуса Христа о прощении и исцелении язычника, и его просьба была в скором времени услышана. Чудо исцеления умирающего было настолько явственным и очевидным, что поселяне всей душой поверили, и всем сердцем приняли Всевышнего Бога и Любвеобильного Сына Его Иисуса Христа.
Вскоре после этого события все поселенцы острова были окрещены в водах Онежского озера, а в память о произошедшем чуде была построена первая деревянная часовня во имя Всевышнего Бога. Было время, когда эту часовню перевезли на родину Св. Лазаря в Муромский монастырь, но потом, все же, ее вернули на исконное место на остров Кижи, а в народе ее стали называть не иначе как часовней Святого Лазаря.
Сегодня существует несколько поверий о часовенке Св. Лазаря и о ее целительных свойствах. Одно из них, например, гласит о том, что если обойти вокруг часовни три раза, а потом дотронуться до нее и помо-литься Св. Лазарю о здоровье, то просьба сия обязательно исполнится.
Узнав об этом поверье, и мы с мужем решили воспользоваться случаем и попросить святого старца о здоровье. Подойдя к часовенке, я вдруг почувствовала непреодолимое желание подойти к ней со стороны "красного угла" и прислониться лбом к старинным, благоухающим древесиной бревнам. Первое что пришло в голову это мысль о том, как выглядел Св. Лазарь. Образ долго не всплывал в моем сознании, но вот я почувствовала, как кто-то тихо подошел ко мне и сказал: "Я здесь". Этот голос и присутствие человека были настолько явственны, что я с трудом удержалась, чтобы тут же не открыть глаза и не проверить так ли это на самом деле. Но голос предупредил меня:
- Постарайся остаться в этом состоянии, удержи его, иначе мы не встретимся.
Хотя и с трудом, но все же мне удалось сосредоточиться на третьем глазе и... сначала как бы сквозь туман, а потом все отчетливее и отчетливее я стала различать образ старца. Облик его даже в какой-то степени напомнил мне облик Св. Серафима Саровского. На вид старцу было лет 80-85. По-стариковски медленно, ссутулившись, опираясь на палку, он шел по направлению ко мне. Одет он был в льняные, сильно поношенные, но все же чистые просторные штаны и рубаху, подвязанную простой конопляной бечевкой. Его длинные волосы и борода были белые как лунь, и казалось, что эта белизна отражает некий ореол вокруг его чела. Вообще от всего его облика веяло мудростью веков, но все же, несмотря, на эту умудренную и отшельнически суровую внешность в приветливых глазах старца мелькали огоньки радости, любви и доброжелательства.
На какой-то момент мое видение прекратилось, но вот я опять вижу старца, но уже не снаружи, а внутри часовенки-кельи. В этом по-монашески маленьком помещении стояли лишь скамья, на которой, как пояснил мне Лазарь, он спит, подложив под голову березовое полено; стол, состоящий из двух деревянных срезов разного диаметра; стул из полена, да аналой с иконой Пресвятой Богородицы. В красном углу висела еще одна икона Божьей Матери с младенцем, а перед ней горела неугасимая лампадка.
Лазарь рассказал мне, что одна из иконок досталась ему от матушки, и что она благословляла его ею, когда он уходил в монастырь, а вторая от настоятеля монастыря, благословившего его на долгий и тернистый путь проповедования учений Христа на суровом, диком и неприветливом Севере.
- Отче, а кому здесь поклонялись до христианства? - спросила я у Лазаря
- Перуну, Богу Солнца и духам природы
- А это правда, что язычники делали каменные изваяния Богам?
- Да. На Кижах, именно на том месте, где сейчас высится Преображенская церковь, и было языческое капище. Капище – представ-ляло собой круглую площадку, обрамленную высокими, округленными сверху камнями, причем стояли они под наклоном, производя, таким образом, впечатление исходящих лучей солнца. В центре же капища, на месте сегодняшнего алтаря стоял "каменный Перун". Кстати, на Руси, идея постановки памятников выдающимся деятелям уходит своими корнями именно во времена язычества. Камень был тогда олицетворением Земли, а солнце олицетворяло Вселенское Сознание, и таким образом округлое каменное изваяние было как бы частичкой этого Сознания на Земле. Посередине капища, около Перуна, лежал большой плоский камень, служивший жертвенником. На него возлагали принесенную жертву и возжигали ее во славу и могущество Верховного Бога Солнца. Пока жертва горела, язычники пели ритуальные песни и водили хороводы вокруг капища, что символизировало дух единства обитателей Земли с представителями Небесного Царства, а также преклонение, и почтение перед Высшими Силами.
- Батюшка, а почему же церковь и особенно алтарь возвели на таком, как сегодня бы сказали, "поганом месте" - капище. Неужели не могли вы-брать место "почище" (я имела в виду энергетически).
- Дело в том, что людям свойственно впадать в крайности. Если внимательно просмотреть всю, без исключения, историю мира то увидишь, что сначала люди с головой бросаются в одну религию, учение, идею, а потом, с таким же рвением, в другую, причем обязательно, будучи вражески настроены против предыдущих верований. Мало того, "все старое" люди пытаются сразу разрушить, обругать, оклеветать, от-вергнуть и, обязательно, на самых сокровенных местах, установить атрибуты новых идей и верований. Также произошло и здесь. Построив церковь на месте "каменного Перуна" и расположив алтарь на месте жертвенника люди пытались, как бы подчеркнуть превосходство новой религии над старой. Но надо всегда помнить и о том, что ничего случайного не бывает, и во всякой религии, учении, идеи есть свой сокровенный смысл и все они необходимы для развития цивилизации, а, следовательно, ко всему этому нужно относится с должным почтением, как к одной из ступеней духовного познания каждой личности. Недаром многие языческие ритуалы дошли и до ваших времен, хотя прошли века со времен язычества. Сегодня все больше и больше людей начинают понимать и соглашаться с тем, что природа живой организм, что у каждого минерала, растения, животного есть некий разум, душа и свое предназначение; что есть духи воды, земли, воздуха которые помогают людям, любящим природу и могут навредить тем, кто нарушает, вредит природе; что существует тонкий, невидимый физическим зрением, мир и существа, живущие в нем, а ведь все эти знания известны еще со времен язычества. Значит, было и в нем разумное зерно.
На многое мне открыл тогда глаза Святой Лазарь. Более того, он познакомил меня с островом тех времен, когда сам еще жил там, в физи-ческом теле. Он провел меня к капищу, показал Перуна и познакомил с обитателями острова. Должна сказать, что тот остров совсем не был похож на сегодняшний. Во-первых, он был гораздо больше, а во-вторых, он скорее напоминал густой лес, чем открытое пространство.
Но вот видения стали постепенно затуманиваться, я все менее отчетливо стала различать и остров, и самого Лазаря и голос его уходил куда-то вдаль. Как ни жаль, но время мое видимо истекло, и я вернулась в свой 21-й век. Поблагодарив старца за это необычное путешествие во времени, я все же решила обойти его часовенку. По привычке я пошла по часовой стрелке, но тут опять услышала знакомый голос:
- Сначала три раза обойди часовню против часовой стрелки, сняв, таким образом, с себя всю негативную энергетику, а потом три раза по часовой стрелке, зарядив себя положительной энергией.
Обойдя и зарядившись так, как научил меня Святой Лазарь, я подошла к порогу, намереваясь поклониться в пояс перед дверью, но тут намерения были опять прерваны его голосом:
- Никогда не кланяйся порогу, ибо это самое энергетически грязное место. Люди, вытирая ноги, оставляют, таким образом, на пороге не только физическую, но и астральную грязь, а вместе с ней остаются за порогом и нечистые духи, а висящая над дверью икона необходима для того, чтобы эти нечистоты не вошли в жилище. Поэтому, кланяясь порогу, кланяешься нечистой силе. Нужно только осенить себя крестным знамением, которого страшно боится нечистая сила, и помолиться святому лику, изображенному на иконе, попросив очистить и сохранить себя и жилище.
Во истину, много на Руси святых мест, которые до сегодняшнего дня еще остаются непознанными, но которые трепетно охраняются Святыми Земли Русской. И пока жива, будет на Руси вера в Бога, Любовь и Добро, до тех пор Русь Святая будет являться источником духовных познаний и совершенствования для всего человечества нашей планеты Земля.
Елена Соболева
Мастер Рэйки, Художник
Конт. тел. (812) 242-4743; 8(911) 254-4351
www.copi.ru/45967