Самое любопытное в "Житии..."[ Василия Великого ] не сообщение о людоедстве одного из наиболее почитаемых христианских святых. В его основе могли лежать вздорные слухи, клевета и т. п. Но чем можно объяснить реакцию на "слухи" церковных властей? Церковный собор канонизирует Василия Великого, новому святому сочиняют житие, житие принимается в качестве канонического.
Ничего необычного в причащении младенцем собор не видит. В 1827 году русский Синод издает это Житие в переводе на церковнославянский. Единственное, что он считает нужным пояснить - это технические детали, суть сообщения, по мнению православного Синода, ничего странного не содержит. Наконец, житие издается на русском языке, т. е. для широкого круга читателей. Рассказ о любопытном иудее... в перевод не включен.
Логичный вывод - негодующая реакция христианской церкви на "клевету язычников" не совсем искренна.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=45539 Т. о. информация об использовании ранними христианскими общинами тел младенцев в качестве "святых тайн" находит подтверждение в трех независимых источниках: официальной обвинительной речи, произнесенной юристом в римском сенате (и, учитывая то, что мы знаем о римском праве, базирующейся не на слухах), работах христианских апологетов, посвященных критике отдельных направлений христианства, каноническом житие одного из христианских святых.
С большой степенью вероятности можно предположить, что в основе ее лежат какие-то реальные факты. 6 Evgeny 23-3-2002 03:55 Несколько слов о наиболее часто встречаемом опровержении интересующего нас в данном потоке обвинения: христиане "стали жертвами давней традиции приписывать отличающемуся верой и обычаями меньшинству то, что большинство считает самыми отвратительными из человеческих пороков" [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70].
С этой же точки зрения считаются ложными и обвинения ортодоксов в адрес еретических общин. Исходя из такой логики, уличить христиан в ритуальном поедании младенцев можно только при получении "царицы всех доказательств" - признания обвиняемого. Имеется ли такое признание со стороны ортодоксального христианства? Да, имеется. В 370-379 гг. городом Кесарией (в Азии) управлял епископ Василий, позднее прозванный Великим и причисленный к лику святых.
Одной из заслуг святого была выработка одного из канонов христианской литургии. "Литургия Василия Великого, хотя и в сильно измененном виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви" [Словарь античности. М.: Внешсигма, 1992. - С. 93]. После канонизации святого было составлено его официальное "Житие". Вот, дословное описание того, как выглядела литургия христианского епископа конца IV века в не измененном виде.
"Когда он совершал однажды службу, один иудей захотел проникнуть в тайну его служения и войдя в церковь, вдруг увидел, что у Василия в руках ребенок, которого он разрезал ножом и причащал им верных. Причастился с ними и иудей и, унеся часть домой, увидел, что это были настоящее тело и кровь. Он показал их своей жене, и они оба, уверовавши, пришли к Василию Великому и приняли от него крещение со всем их домом" [Житие Василия Великого, основателя христианской литургии. Синодальное издание 1827 года].
Еще более любопытен коммен тарий редактора XIX века к этому удивительному (с т. зр. современных представлений о раннем христианстве) сообщению. Не высказывая ни малейших сомнений в его истинности и нисколько не удивляясь отсутствию осуждения людоедства со стороны автора жития, редактор просто отсылает нас к Житию святой мученицы Феоктисты, где мы можем прочесть, как один рыбак принес ей в коробочке часть "святых и престрашных тайн" для причащения.
Нет, редактор не обвиняет мученицу в поедании младенцев . Он объясняет каким образом иудею удалось вынести из храма и донести до дома необычные " святые дары ". Исследовал как-то поднятый вопрос, но бесспорных улик не обнаружил. Парочка фактов. В начале III века н. э., христиане (в т. ч. александрийский епископ Климент Александрийский и римский папа Сотер) признавали, что в их чистых, давно отказавшихся от пролития человеческой крови рядах, существует множество еретических сект.
Перечень достаточно выразителен. "Карпократиане поедают своих детей; то же самое делают манихеи; монтанисты пекут хлеб из муки и крови младенцев; гностики варят и едят человеческих зародышей; а евхиты собираются через девять месяцев после своих мерзких сексуальных оргий и сьедают младенцев, зачатых на них" [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70, см. также А. Б. Ранович. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990, с. 223 - 224].
Жертвоприношения у христиан
- Информация о материале
- Автор: Administrator
- Категория: Разное и интересное
- Просмотров: 8270