("The Guardian", Великобритания)
13 октября 2005
Джорж Монбио
Появились веские доказательства, что убийства, венерические заболевания и разводы становятся в религиозных странах все более распространенными.
http://www.atheism.ru/library/mono_1.phtml
Действительно ли религиозное общество лучше светского? Атеистам вопрос покажется легким. Большинство тех, кто сейчас стремится взрывать других, будь то при помощи танков и ракет или бомб в рюкзаках и пассажирских самолетах, делают это во имя Бога. В Индии мы видим как люди, которым религия запрещает убивать насекомых, сжигают себе подобных. Папа с убеждениями 14-го века и средствами коммуникаций 21-го продолжает миссию своей церкви по преследованию геев и лишению женщин права распоряжаться собственным телом. В Великобритании епископы и раввины только что объединились дабы продлить человеческие страдания, выступив против легализации эвтаназии. Мы знаем, что самая опасная черта человека - это отсутствие сомнений в самом себе, а эта напасть скорее поразит верующего, чем неверующего.
Но мы также знаем, что мало какие религиозные правительства совершали зверства, по масштабам равные преступлениям Гитлера, Мао и Сталина (впрочем, учитывая тогдашние ограниченные возможности, можно сказать, что испанцы и британцы в Америке, британцы, немцы и бельгийцы в Африке и британцы в Австралии и Индии тоже сделали все, что могли). Сложно поспорить с замечанием Достоевского о том, что "если Бога нет, все позволено". Нельзя также и совсем не согласиться с новым Папой, когда он предостерегает, что "мы движемся к диктатуре относительности, . . . высшей целью которой являются эго и желания одного человека". (Мы, разумеется, верим, что человек, положивший жизнь на то, чтобы стать посредником между Богом и людьми, и теперь считающий себя непогрешимым, не подвластен влиянию таких импульсов.) В Америке сторонники креационизма, возможно, совсем сошли с ума, но вопрос, который их так пугает, мучает каждого, кто над ним задумывался: если наша жизнь лишена смысла, почему мы должны заботиться о жизни других людей?
Мы также знаем, что, как в прошлом месяце выразился на этих страницах Рой Хэттерслей (Roy Hattersley), "хорошие дела. . . чаще всего совершаются теми, кто верит в существование рая. Связь настолько четкая, что невозможно усомниться в том, что вера и благотворительность идут рука об руку". Единственные два героя, которых я когда-либо встречал, были католическими миссионерами. Австриец Джо Хаас (Joe Haas), в чьем доме в болотистых лесах Западного Папуа мне довелось остановиться, всю свою жизнь служил живым щитом для коренного населения Индонезии; раз в несколько месяцев солдаты грозились разделаться с ним, поскольку он не давал им убить его прихожан и захватить их землю.
Немца Фрая Адольфо (Frei Adolfo) я встретил в саваннах северо-восточной Бразилии. Когда я впервые постучал в его дверь, он принял меня за убийцу, подосланного хозяевами местных ферм. Но дверь открыл. Он и другие приверженцы "теологии освобождения" в католической церкви были единственными, кто оказывал постоянную поддержку крестьянам, подвергавшимся нападкам землевладельцев и правительства. Если бы эти люди не верили в Бога, они бы никогда не пошли на такой риск ради других.
Стоит отметить, что до сих пор никто не попытался дать систематизированный ответ на вопрос, с которого начинается статья. Однако в новом номере журнала "Journal of Religion and Society" исследователь по имени Грегори Пол (Gregory Paul) проверяет выдвинутое евангелистами в администрации Буша предположение о том, что религия приводит к более низкому уровню "насильственных преступлений с летальным исходом, самоубийств, немоногамной сексуальной активности и абортов". Он сравнил статистику 18 развитых демократических стран и пришел к выводу, что христиане-фундаменталисты очень, очень сильно заблуждаются.
"В целом, более высокий уровень веры в создателя и поклонения ему соответствует более высокому уровню убийств, подростковой смертности, распространения болезней, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов. . . Ни в одной из ярко выраженных светских демократий, придерживающихся эволюционизма, не наблюдается высокого уровня измеримых социальных расстройств". Если рассматривать Соединенные Штаты, то в "глубоко верующих, отрицающих теорию эволюции штатах Юга и Среднего Запада ситуация с убийствами, смертностью, болезнями ППП, подростковой беременностью, семейными и похожими проблемами заметно хуже, чем на северо-востоке, где. . . [наблюдается] секуляризация и принятие эволюционного, европейского подхода".
В глаза бросается связь между религией (особенно абсолютной верой) и детской смертностью, венерическими заболеваниями и подростковыми абортами. Приведенные Полом диаграммы показывают, что смертность среди детей младше пяти лет гораздо выше в Португалии, США и Ирландии. Кроме того, США, самая религиозная из изучаемых стран, оказывается своего рода чемпионом по гонорее и сифилису. Тех, кто считает, что христианское общество выступает против абортов, больше всего удивит вывод, что "растущая частота абортов среди подростков показывает положительную связь с возрастающей верой в создателя. . . Таким образом, заявления, что в светских культурах ситуация с абортами ухудшается (Иоанн Павел II) опровергаются количественными показателями".
Судя по всему, эти выводы соответствуют исследованиям по подростковой беременности, которые я читал ранее. В богатых странах, наиболее мощно пропагандирующих сексуальное воздержание, обычно основываясь на религиозных убеждениях, наблюдается самое большое число ранних беременностей. США - единственное богатое государство, где этот показатель сравним с развивающимися странами: ситуация здесь хуже, чем в Индии, на Филиппинах и в Руанде. Поскольку юноши, участвующие в программах воздержания, плохо образованы в вопросах секса и отрицают то, чем занимаются, (и, следовательно, реже используют контрацептивы), их партнерши беременеют гораздо чаще.
Справедливо ли обвинять во всем религию? Хотя рейтинги не могут отразить бедность страны (США занимают 4-е место в мире по ВВП на душу населения, а Ирландия - 8-е), в странах, которые Пол оценивает как благополучные, расходы на социальные нужды и распределение выше, чем в неблагополучных. Что это, причина или следствие? Другими словами, означает ли это, что религиозные общества реже распределяют богатства, чем светские? В США, где правительства по-прежнему руководствуются пуританскими идеями о том, что деньги - это признак божественной избранности, а нищета - моральной слабости, христианские верования, похоже, противоречат распределению благ. Но Великобритания - одна из самых светских стран, рассматривавшихся в исследовании, - одновременно и наиболее "равнодушная" к людям, и ее результаты гораздо хуже, чем у других стран с таким же уровнем религиозности. Впрочем, общая тенденция, похоже, ясна: "Более светские, придерживающиеся эволюционного подхода демократии. . . наиболее близко подошли к достижению практической "культуры жизни"".
Не знаю, можно ли проецировать эти открытия на другие страны и другие проблемы: так, в исследовании не затрагивается вопрос, связана ли религиозность с готовностью страны начать войну (хотя мне кажется, что более или менее правильный ответ не так уж сложно угадать) или наблюдается ли в религиозных странах третьего мира более высокий уровень насилия и более низкая культура жизни, чем в светских. Поскольку все изученные страны, за исключением Японии, являются христианскими или постхристианскими, остается неясным и то, с чем связаны социальные расстройства - с религией в общем или именно с христианством.
Однако если мы примем факты хотя бы только этого - и пока единственного - обширного исследования взаимозависимости веры и социального благополучия, те, кто хоть в какой-то мере выступает против абортов, должны сделать для себя один определенный вывод. Если вы хотите, чтобы люди вели себя так, как учат христиане, внушайте им, что Бога нет.
Бог ведет моих героев, но не мое общество. . . К счастью
- Информация о материале
- Автор: Administrator
- Категория: Разное и интересное
- Просмотров: 6270