Уже давно было замечено, что открытие гробницы Тутанхамона сопровождалось рядом странных обстоятельств. С одной стороны современники того события (пистели сэр Артур Конан Дойл и Мария Корелли, журналисты) активно развивали и поддерживали идею мистической составляющей. Тогда как более здравомыслящие люди склонялись к мысли о том, что найденная гробница могла быть подделкой!
«Быстрокрылая смерть всякому, кто войдет в сей священный склеп», — гласила надпись на гробнице мальчика-фараона, вскрытой 26 ноября 1922 года археологом Говардом Картером и его компаньоном, спонсором раскопок, лордом Карнарвоном.
Не прошло и полугода с начала раскопок, как лорда Карнарвона то ли укусил комар, то ли он порезался. Рана его то заживала, то потом снова воспалилась, вызвала лихорадку, после которой произошло заражение крови и развилась пневмония. Лорд Карнарвон умер, так и не дождавшись окончания раскопок, которые считал делом всей своей жизни.
Вслед за Карнарвоном спустя несколько месяцев последовал его двоюродный брат, полковник Обри Герберт, он также умер от заражения крови после достаточно незначительной операции. Следующей жертвой стал археолог Артур Мейс, находившийся на месте раскопок в момент вскрытия гробницы, он умер в гостинице, жалуясь на сильное переутомление.
Примчавшийся на похороны лорда Карнарвона Джордж Гоулд через несколько часов после посещения гробницы заразился лихорадкой.
Радиолог Арчибальд Рейд, датировавший возраст захоронения Тутанхамона, также вскоре после начала работ стал жаловаться на недомогание. В сентябре 1924 года проклятие фараонов настигло доктора Эвелин Уайт, английского египтолога, которая покончила жизнь самоубийством.
Как утверждала «Нью-Йорк тайме», Уайт в свое время тайно вывезла из Египта несколько фрагментов древних книг, незаконно позаимствованных ею в одном древнем монастыре.
Джордж Джей Гоулд, богатейший человек США, коллекционер древних артефактов, друг Карнарвона, скончался от лихорадки всего через сутки после посещения вместе с Картером гробницы Тутанхамона. В 1926 году нелепая и трагическая смерть настигла профессора Джорджа Бенедикта, директора отдела египетских древностей в музее Лувра (Париж). Ученый, посещая раскопки гробницы, подвернул ногу и упал.
Через несколько дней врачи констатировали у него пневмонию, от которой ученый затем и скончался.
Кроме уже приведенных примеров, можно добавить Ричарда Бетелла, секретаря Карнарвона, которого сразил сердечный приступ. Наследный принц Али Камальбей из Египта, посещавший гробницу, был убит в Лондоне. Не успокоилась кровавая мумия и после того, как покинули этот мир все люди, так или иначе причастные к раскопкам двадцатых годов.
ОДНАКО, на самом деле больше ни в одной из древнеегипетских гробниц археологами не обнаружено проклятий, адресованных напрямую людям, которые в будущем могут вскрыть древнее захоронение. (А в этой как бы специально подготовлена почва, тем более что начало 20 века сопровождалось повальным увлеченим спиритизмом.)
Да и список жертв мумии Тутанхамона, по мнению скептиков, притянут за уши, ведь из двадцати шести жертв проклятия мумии лишь шесть произошли в первые десять лет после вскрытия гробницы. Причем напрямую проклятию можно приписать лишь смерть лорда Карнарвона, финансировавшего раскопки, в то время как Говард Картер, руководивший археологическими работами и первым вскрывший захоронение, прожил еще семнадцать лет и умер от старости в весьма преклонном возрасте, хотя по логике вещей он должен был стать первой мишенью проклятия мумии.
Итак, что же послужило причиной такой повальной смертности среди тех, кто был так или иначе связан с "раскопками"?
В печати как-то высказывалось категорическое мнение, что и сама гробница и все, что в ней было якобы "найдено" - подделка. См., например, статью Константина Смирнова "Не придется ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (журнал "Техника Молодежи", апрель 1998 года, стр.62-64).
Мы считаем, что вопрос очень интересен. Для его окончательного решения, возможно потребуется привлечение группы независимых экспертов и применение физических методов анализа. Без этого доказать гипотезу о фальсификации невозможно. Даже если фальсификация и имела место, то она могла быть не полной, а частичной. Г.Картер мог действительно найти что-то подлинное, но не в том месте и не в таком количестве. Либо же большинство найденных им старинных предметов-подлинников настолько не соответствовали общепринятой версии истории Египта, что и их пришлось заменить на поддельные, "правильные с исторической точки зрения" предметы. "Крамольные" же подлинники могли спрятать или даже уничтожить.
Перечислим некоторые странности, указанные К.Смирновым.
Во-первых, раскопки гробницы продолжались необычно долго - целых пять лет. Они постоянно задерживались Г.Картером по непонятным причинам. За это время гробница НЕСКОЛЬКО РАЗ РАСКАПЫВАЛАСЬ И ВНОВЬ ЗАКАПЫВАЛАСЬ Картером. Если все было "чисто", то подобная медлительность выглядит странной. В самом деле, открытые бесценные сокровища следовало бы как можно скорее предъявить общественности, подробно и документировано рассказав о всех обстоятельствах находки. Таково естественное стремление любого первооткрывателя. И напротив, в случае фальсификации нарочитая медлительность Картера понятна. Требовалось время на переговоры, на изготовление многочисленных "древнейших подлинников", на поиски финансирования и т.п.
Второе странное обстоятельство. Считается, что гробница Тутанхамона была уже ранее вскрыта грабителями. Причем - НЕСКОЛЬКО РАЗ. Грабители зашли в гробницу, но почему-то ничего там не взяли (?!). Они возились довольно долго и проделали даже специальный ход в скальной породе в обход одной из внутренних дверей гробницы. Но опять-таки - НИЧЕГО НЕ ВЗЯЛИ. Во всяком случае, огромное количество золота осталось нетронутым. И что уж совсем странно, "воры", оставив все на месте, вновь заделали проход в гробницу. Именно так представил дело Г.Картер. Все это выглядит крайне странно. Зачем трудиться и прорубать новый ход, вместо того, чтобы просто взломать дверь? Но если перед нами - подделка, то все становится на свои места. Потайной ход могли проделать, чтобы иметь возможность докладывать или изымать вещи из уже "готовой" и наглухо запечатанной камеры.
Третье странное обстоятельство связано с так называемым "проклятием фараона". Раскопки гробницы начались в 1923 году. К 1930 году из числа непосредственных участников экспедиции в живых остается только сам Говард Картер. Все остальные участники, каковых было двадцать один, в течении этих семи лет ПОГИБЛИ или умерли при различных обстоятельствах. Например, лорд Карнарвон, спонсор и начальник Картера, умер в том же 1923 году от заражения крови после "неосторожного бритья". Его жена, леди Карнарвон, - от "укуса москита". И так далее. Причем, среди 21 жертвы были молодые люди. Явно необычная ситуация. Она настолько бросалась в глаза, что породила миф "о мести фараона". К.Смирнов резонно отмечает, что куда более разумным является следующее объяснение. Если действительно имела место подделка - причем подделка крупного масштаба, с привлечением больших денег, - то свидетелей или несогласных могли предусмотрительно убрать. По мнению К.Смирнова, заказчиком подделки было египетское правительство. А исполнителем являлся Г.Картер, обманувший своего первоначального благодетеля - лорда Карнарвона.
Почему мы обратили внимание на статью К.Смирнова? Несмотря на то, что, повторяем, не располагаем достаточными основаниями, чтобы встать на его точку зрения.
Дело в том, что в 2002 году Г.В.Носовский и известный русский путешественник В.В.Сундаков посетили гробницу Тутанхамона в Долине Царей в Луксоре и тщательно ее осмотрели. Кстати, это - единственная гробница, где категорически запрещены не только видеосъемка, но даже фотографирование. При входе в гробницу Тутанхамона все фотоаппараты отбираются. План гробницы - кстати, весьма необычный для долины царей и больше ни разу в ней не повторяющийся - показан на рис.В.57.
Прежде всего Г.В.Носовского и В.В.Сундакова поразила роспись в гробнице. Она выполнена простой краской, но "под золото". На фотографиях в альбомах выглядит действительно как позолота. Причем - позолота достаточно старая, уже частично осыпавшаяся и испещренная черными точками, рис.В.58, рис.В.59. На самом же деле, если посмотреть на роспись с близкого расстояния, сразу станет видно, что это - обычная дешевая желтая краска, а "утраты золотого слоя" попросту НАРИСОВАНЫ ПОВЕРХ НЕЕ НЕБОЛЬШИМИ ОКРУГЛЫМИ МАЗКАМИ ДРУГОЙ, ТЕМНО-КОРИЧНЕВОЙ КРАСКИ, рис.В.60. То есть - РОСПИСЬ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА СРАЗУ ДЕЛАЛАСЬ "ПОД СТАРИНУ". А значит - она НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛИННОЙ.
Обычно на многочисленных (и часто публикуемых) фотографиях гробницы Тутанхамона роспись специально снимается так, чтобы создавалось впечатление, будто она покрывает ВСЮ ПЛОЩАДЬ СТЕН ПОГРЕБАЛЬНОЙ КАМЕРЫ ВОКРУГ САРКОФАГА. Действительно, в других гробницах Долины Царей если какая-то комната расписана, то роспись (или ее следы) заполняет ВСЕ СТЕНЫ и своды гробницы. В гробнице же Тутанхамона роспись - это ПРЯМОУГОЛЬНАЯ КАРТИНА, НАРИСОВАННАЯ НА СТЕНЕ, рис.В.61, рис.В.62. Картина охватывает одну стену по ширине полностью, а две соседние - только частично. Картина-роспись имеет ЧЕТКО ОЧЕРЧЕННУЮ ПРЯМОУГОЛЬНУЮ ГРАНИЦУ. По высоте она НЕ ЗАНИМАЕТ ВСЕЙ СТЕНЫ. Расположение "картины" очевидно выбрано так, чтобы она оказывалась ПРЯМО ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗРИТЕЛЯ-ТУРИСТА, ВХОДЯЩЕГО В ГРОБНИЦУ. В других местах стены и на потолке НИКАКИХ СЛЕДОВ РОСПИСИ НЕТ. Ровно обработанная поверхность камня, без сколов. Совсем не похоже на остальные гробницы Долины царей. Такое впечатление, что здесь работали современными инструментами.
Складывается совершенно четкое ощущение, что роспись-картину в гробнице Тутанхамона изобразили специально для туристов. Ничего подобного ни в одной из других известных нам гробниц Долины царей нет. Отметим, что все окружающие могилу Тутанхамона гробницы в Долине Царей имеют погребальные камеры со сводчатым потолком. В случае же Тутанхамона камера имеет вид правильного параллелепипеда. Все углы совершенно прямые. Конечно, форма камеры сама по себе ничего не доказывает. Однако по сравнению с остальными гробницами эта - совсем иного типа. ОНА ВЫГЛЯДИТ ОЧЕНЬ СТРАННОЙ И ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННОЙ.
Странно выглядит и крышка саркофага Тутанхамона. Она сделана почему-то из СЕРОГО ГРАНИТА. В то время, как сам саркофаг - из ТЕМНО-КОРИЧНЕВОГО КАМНЯ. Во всех других гробницах цвет крышки подбирался под цвет саркофага. Здесь почему-то - нет.
В целом создается ощущение чего-то очень необычного.
Могут возразить - почему Картер, если он совершал подлог, не сделал гробницу похожей на все остальные? Возможный ответ следующий. Что касается самого помещения гробницы, то тут Картер, по-видимому, просто экономил. Зачем лишнего трудиться, делать большую сводчатую гробницу, если заранее известно, что все вещи, сложенные здесь, будут вскоре вывезены и попадут в музеи.
Что же касается каменного саркофага Тутанхамона, то изготовить такой же саркофаг, как и в других (подлинных) гробницах Картер просто НЕ МОГ. Поскольку саркофаги в Долине Царей сделаны из ГЕОПОЛИМЕРНОГО БЕТОНА-ГРАНИТА (см. ниже), секрет которого был утрачен и вновь открыт лишь во второй половине XX века французским химиком Иосифом Давидовичем [58]. Но это случилось уже после того, как была обнаружена гробница Тутанхамона. Перетащить же в поддельную гробницу саркофаг из другой, подлинной гробницы, видимо, показалось Картеру слишком сложным. Саркофаги в Долине царей имеют огромный вес и внушительные размеры. Поэтому, вероятно, Картер ограничился лишь ПОДЛИННОЙ КРЫШКОЙ САРКОФАГА. И действительно, крышка саркофага в гробнице Тутанхамона производит впечатление подлинника. Но, она кстати, РАСКОЛОТА ПОПОЛАМ. (Хотя сам саркофаг, как нас уверяют, НЕ БЫЛ ТРОНУТ ГРАБИТЕЛЯМИ ?!). Получается, что Картер расколол крышку "по неосторожности" ? Или же нарочно взял старую расколотую крышку, поскольку ее (по половинкам) легче было затащить в новоизготовленную гробницу?
Таким образом, помещение гробницы Тутанхамона при ее внешнем осмотре производит яркое впечатление подделки. В то же время, некоторые из вещей, "найденных" Картером в гробнице Тутанхамона и находящихся сегодня в Каирском Музее, похожи на подлинники. Некоторые - не далеко не все.
Не исключено, что в египетской коллекции Тутанхамона есть действительно подлинные находки. К их числу относятся, по нашему мнению, оба ножа фараона. При изготовлении которых использована, в частности, старая техника зерни. Между прочим, ножи были найдены в тканях на мумии фараона. Так что мумия скорее всего - подлинник.
В заключение на рис.В.63 мы приводим фотографию гробницы фараона по имени Хеперхеперура Ай (Kheperkheperura Ay). Именно этот фараон, как считается, "руководил постройкой гробницы Тутанхамона и наследовал ему в качестве фарона-преемника" [2], с.172. Гробница Ая расположена в так называемой Западной долине, примерно в двух километрах от Долины царей. Гробница была открыта Бельцони в 1817 году и находилась в сильно поврежденном виде [3], с.45. МУМИЮ ФАРАОНА ИЗ ЭТОЙ ГРОБНИЦЫ НЕ НАШЛИ [3], с.45. Бросается в глаза несомненной сходство росписи гробниц Тутанхамона и Ая, отмечаемое специалистами [3], с.45. Чем-то похожи и саргофаги из обеих гробниц. Но в то же время, гробница Ая, в отличие от гробницы Тутанхамона, производит впечатление подлинника. План гробницы Ая представлен на рис.В.64. Этот план является типичным для царских гробниц в Луксоре [3], с.45, чего никак не скажешь про гробницу Тутанхамона. На потолке гробницы Ая сохранились остатки росписей - в отличие от гробницы Тутанхамона, но в полном соответствии с другими гробницами. Саргофаг Ая, как и другие саргофаги в Долине царей, достаточо "потрепан" и густо покрыт мелкими иероглифами. Саргофаг Тутанхамона, напротив, выглядит подозрительно новым и иероглифов на нем мало, рис.В.65.
Не исключено, что именно росписи в гробнице Ая и находящийся в ней саркофаг и послужили образцом при изготовлении поддельной гробницы Тутанхамона и его поддельного саргофага. Может быть и сама знаменитая мумия Тутанхамона найдена на самом деле в гробнице Ая? Ведь мумию Ая египтологи так и "не нашли"!
Древний Египет в Свете Новой Хронологии http://chronologia.org/eg_albom/index.html