На данный момент, наиболее прогрессивной (в смысле новой и отвечающей на большее количество вопросов) является «остеопатическая» теория возникновения сколиоза.

В ней говорится, что существует вероятность нарушения в костной структуре черепа:
- в процессе роста костей, т.е. внутриутробно (инфекции, травмы, нарушения развития, нарушения предлежания и тп., включая нарушение процесса роста. Дело в том, что костная ткань при делении растет не плоско, а как бы, центробежно раскручиваясь от определенной точки. Нарушение этого процесса приводит к внутрикостным точкам напряжения, которые деформируют саму кость. Остеопаты отличают не только явно заметную деформацию, но и напряжения, которые не искажают форму кости, но влияют на её «смещяющее устремление». В переводе это означает, что при соединении между собой суставом двух нормальных костей, обе будут находиться в условном равновесии относительно друг друга. При суставном взаимодействии двух костей, одна из которых имеет даже незначительное внутрикостное напряжение, появится вектор смещения обеих костей от их нормального анатомического положения);

- в родовом процессе, когда головка плода некорректно вписывается в окружности малого таза (родовые пути) на входе и/или выходе. При нарушениях родового процесса (обвитие пуповиной, затяжной родовой процесс, стремительные роды, наложения и т.п.).

 

 


И это только «физическая» часть вопроса. А есть еще «биохимия» этих же процессов, когда при асфиксических явлениях изменяются тонические свойства соединительных тканей.

К чему мы заговорили о костях черепа… к тому, что к ним изнутри прирощена твердая мозговая оболочка. Далее она имеет прикрепления к затылочному отверстию, изменяя своё название на твердую спинномозговую, ко второму шейному позвонку и напрямую к крестцу. Некоторые авторы добавляют несколько шейных позвонков и копчик.

Не суть. Суть в том, что жесткость dura mater (твердой оболочки) весьма и весьма велика. Джон Апледжер, один из значимых «столпов» остеопатического направления, представитель американской школы, писал в своей книге о том, как он пришел к остеопатии. Будучи врачом общей практике, он ассистировал хирургу на операции своего пациента. Его задачей было удерживать твердую спинномозговую оболочку, пока хирург удаляет с нее некоторое образование. Ему не удалось этого сделать, несмотря на его серьезную атлетическую подготовку. Колебания кранио-сакральной системы (примем за нее сейчас только твердую мозговую оболочку) было хотя и не амплитудным, но явно заметным. Эластичности твердой мозговой оболочки было недостаточно, чтобы компенсировать эти колебания.

Это важный момент. Обратите на него внимание. Твердая мозговая оболочка обладает колоссальной жесткостью и имеет прикрепления к костям черепа изнутри, верхнему шейному отделу и крестцу.

Добавляем к этому, что внутри нее находится спинной мозг, и отходящие от него нервы проходят её насквозь, тоже имея «приращения» к ней. Есть еще «эластичные звенья» (способные к растяжимости) системы твердая спинномозговая оболочка – позвонки. Это зубовидные связки, которые изнутри спинномозгового канала соединяют между собой позвонки и dura mater spinalis.

Итак, мы имеет первичные минимальные сведения для того, чтобы понять единство системы кости черепа-позвонки-крестец-выходящие нервы.

Можно это себе представить в виде чупа-чупса. Сам леденец, круглый и вкусный, будет головой (черепом) и внутри неё твердая мозговая оболочка, а пластмассовая палочка цилиндрической формы – твердой спинномозговой оболочкой.

Смотрим далее. Что произойдет в случаях нарушений, которые были указаны выше. Череп меняет свою конфигурацию явно, или не явно, а всего лишь «устремляющимся смещением».

 


Тянет за собой жесткую структуру твердой мозговой оболочки. Причем всю! Поскольку всю систему твердой оболочки можно условно принять за цилиндрическую, то стягивание будет происходить не линейно, а со спиральным скручиванием.

 


Добавляем сюда то, что в зонах верхне-шейного отдела и крестца оболочка не будет свободно смещаться в спинномозговом канале за счет её приращений, то становится понятно, что в этих местах она будет натягиваться максимально возможным образом.

 


Если бы у твердой спинномозговой оболочки эластичность была бы высока, то она бы просто растягивалась в этих местах, компенсируя натяжения. На деле же мы имеем утягивание вслед за натяжением этих анатомических образований – крестца и позвонков. Это утягивание выглядит в виде безусловного смещения от нормальных позиций. Позвонки будут "вращаться и наклоняться".

 


Крестец наклоняться в трехмерном положении, искажая крестцово-подвздошный сустав.

 




Это минимальное изложение «остеопатического взгляда». Уже из него понятно откуда ветер дует и к чему приводит. Понятна и логика лечения – восстановление взаимного натяжения костей черепа, внутренних его мембран, передачи натяжения в спинномозговой канал и т.д.




Итак, мы остановились на искажении крестцово-подвздошного сустава (КПС). Поскольку таз это замкнутая структура, то искажение КПС влияет на окружность тазового кольца, искажая его путем наклона в одну сторону одной подвздошной кости и в другую сторону второй кости.

Таким образом, меняется положение тазобедренных суставов (ТБС) во впадинах и создается предпосылка к функциональной разнице длины ног с их ротацией.

 




Крестец, ротируясь, обязательно будет иметь наклон в какую-либо сторону. Лежащий на нем позвонок тоже наклоняется, изменяя вектор вертикализации. Последний будет направлен теперь не вверх, а с наклоном. Если с этим ничего не делать, то весь позвоночник будет уходить (наклоняться) от вертикальной оси в сторону.

 




Однако, ходить с наклоненным туловищем человек не может (неудобно очень), ибо это энергозатратно. Поэтому возникают «противонаклоны» в позвоночнике, как компенсаторный механизм к максимально возможному вертикальному положению тела в пространстве.

 




Если остановиться на этом моменте изложения причинных механизмов сколиоза, то все выглядит хоть и заковыристо, но не страшно. И, если бы при изложении что такое остеопатия, поменьше было бы речей о «неплотных материях», энергетических составляющих, «внутренних врачах» и прочих малодоказуемых субстанциях, которые легко можно изложить с точки зрения объективной психофизиологии, то внимательный читатель уже мог бы для себя определить, что в принципе, сколиоз, зверь, хотя и страшный, но вполне одолеваем даже миофасциальными техниками. Ибо они способны и суставчики назад повкручивать, и кости черепа сравнять между собой в гармоничный шарик.

Однако, все вышеизложенное далеко не все. Даже из вышеизложенного механизма внимательному читателю становится понятно, что во все это вовлечены еще и мышцы спины. Длинные – играют роль больших фиксаторов и стабилизаторов. Короткие – кое-где они будут упорно тянуть позвонок в свою сторону. «Кое-где» это как раз в месте, где будет формироваться «противодуга». Это будет приспособительная реакция такая у организма. Причем, в месте начала этой противодуги (сиречь, нижний край вогнутой стороны) напряжение мелкой мускулатуры будет наиболее мощным.

И вот теперь вопрос. А так ли нужна, и будет ли эффективна массажная практика на расслабление мышц с вогнутой стороны? Это риторический вопрос. Не для дискуссии. Я на него потом все сам расскажу.

Таким образом, формируется сколиотическая дуга, которая может привести к «клиновидности» позвонка на вершине дуги.

 



Однако все сказанное это только часть. Причем явная, и, наверняка, многим известная. Далее пойдет о «недекламируемых» или малоизвестных фактах механизма сколиотических образований.

Идем дальше. Мало известные сведения.

Нервные.

Вектор натяжения твердой мозговой оболочки передает это натяжение на проходящие через нее спинномозговые нервы. А поскольку (мы уже это упоминали) натяжение по твердой мозговой оболочке передается не линейно, а спирально закручиваясь, то это спиральное вращение тоже передается на выходящие из позвоночника нервы. Причем с одной стороны вращение будет в одну сторону, а с противоположной стороны в другую. В зависимости от того, какие кости черепа и насколько оказались вовлечены в процесс смещения, получим объем ротационного напряжения по твердой спинномозговой оболочке.

Коллеги, помните, что сама твердая спинномозговая оболочка не смещается, не скручивается. У нее создается скручивающее напряжение. Иногда оно велико настолько, что, если бы dura mater spinalis не имела нижнего прикрепления, то мы бы получили скручивание ее вокруг своей оси несколько раз.

Это к чему? К тому, что сила скручивающего смещения формирует некие «дуги напряжения» на твердой спинномозговой оболочке. Каждая такая «дуга» формирует сколиотический наклон позвонков. И мы получаем тот же самый S-образный сколиоз, только в отличие от описанного выше, дуги искривления не будут иметь компенсаторный фактор. Но они, опять-таки, обязательно будут иметь максимум напряжения в мелкой мускулатуре на начале дуги.

Сосудистые.

Далее, если вспомнить анатомию, то известно, что выходящий из межпозвонкового отверстия нерв сопровождается артериальными (!) сосудистыми структурами. Венозные тоже присутствуют, но нам сейчас необходимо сосредоточиться на анатомии артерий. Они имеют полноценный мышечный слой(!)

 




Напряжение, передающееся на выходящий нерв, передается соседним (явно и вплотную контактирующим) сосудам. В ответ мы получаем возбуждение мышечного слоя и сокращение его по типу, опять-таки, спирального скручивания. Мышечный слой артериальных сосудов сокращается по типу пружины, и создает импульс укорачивания сосуда. Только импульс. Если бы сосуды не были бы закреплены (не переходили бы один в другой, образуя замкнутую сеть), то они бы под воздействием этого напряжения, просто втягивались внутрь, к позвоночнику.

Сосудодвигательные.

Управление сосудами, т.е. сосудодвигательные реакции передаются не по всему нервному волокну, а по его наружной оболочке (термин некорректный, но так будет проще к пониманию). Любая компрессия нерва, даже та, которая не приводит к снижению двигательных или чувствительных свойств, тем не менее, оказывает влияние на вазомоторные (сосудодвигательные) способности.

В сторону их тонического напряжения. А значит к вектору укорочения в них (об этом мы уже говорили, но механизм там был другой. Получается, что укорочение магистральных сосудов происходит по нескольким причинам одновременно(!)).

Спазм сосудов приводит к ухудшению обменных процессов. В итоге имеем недостаток питания в тканях, которые и без того находятся под дополнительной нагрузкой.

Мышечные.

Вывод из вышесказанного. Мышцы, которые должны исполнять свои функции в повышенном режиме, не имеют к этому необходимых ресурсов, и неспособны к полноценному исполнению своих даже нормальных функций.

Ликворные.

Циркулирующая в голове и позвоночнике жидкость (ликвор, церебральная жидкость) не только переносят необходимые питательные вещества, но и оказывают гидравлическое давление на мозговую ткань (жидкость – фракция несжимаемая). Где-то прямое, где-то опосредованное. Места большего гидравлического давления, соответственно, страдают, находясь в прямом смысле «под прессом». Нервная ткань, испытывающая компрессионное давление, отвечает ответным гипервозбуждением.

И дело не только в том, что данное возбуждение будет в центральном звене – голове. Нет. Проходя по спинномозговому каналу с векторами скручивающего напряжения, спинномозговая жидкость закручивается подобно пуле в оружейном стволе. И вот это закручивание тоже создает гидравлическую компрессию на разные участки спинного мозга. Как следствие, имеем нарушения по спинальным путям, как восходящее-нисходящего направления, так и латерально-медиального (двигательного и чувствительного нейронов).

Скелетные.

 




Ну, это уже копеечки. Имеющиеся элементы «безусловной жесткой» передачи в суставах посредством коротких связок, формирующих суставную сумку, будут искажать положение костного рельефа соседних элементов. Я думаю, что на рисунке все видно. Сдвиньте один элемент, например, позвонок, и изменится вся конфигурация этого отдела.

 




Биохимические.

Недостаток питания тканей органов рождает недостаток их полноценного функционирования. А это снова дает нарушения в функционировании всей системы (получение, обработка, передача дальше необходимых питательных веществ).


Итог. Сколиоз – жесткое, мультифакторное, системное нарушение. Отсюда и сложность работы с ним. Отсюда и возвращаемость. Отсюда и разность подходов. Отсюда и необходимость комплексного серьезного (тотального) воздействия для получения хоть какого-то мало-мальского результата. И лбы порасшибает на нем еще не одно поколение специалистов.

(с) Автор статьи Евгений Литвиченко,врач-реабилитолог, отличный специалист своего дела, преподаватель мягких техник массажа.  Ссылку на его сайт вы видите. На сайте вы найдете полную информацию об этом удивительном специалисте. Рекомендую.

 

 Слушая руками... о массаже, остеопатии и пр.Слушая руками...