В вайшнавском мире этот праздник - один из самых праздничных.
Прекрасные деяния Господа Нитьянанды могут растопить даже самое каменное сердце, мое тоже
Не много об этом празднике я и хочу сегодня рассказать.
Буду цитировать Шрути (Шастры или Веды - Ведические писания).
Шрила Нитьянанда Прабху
По "Чайтанья-бхагавате" Вриндавана Даса Тхакура (Ади-лила, гл. 9)
Вся слава Шри Кришне Чайтанье, океану милости! Вся слава Нитьянанде Прабху, другу беспомощных! Вся слава жизни и душе Шри Адвайты Чандры! Вся слава Ему, единственному прибежищу Шривасы и Гададхары! Вся слава Вишвамбхаре, сыну Джаганнатхи Мишры и Шачидеви, которого всегда любили его преданные и последователи!
Перед явлением Шри Чайтаньи Махапрабху Ананта-дева лично явился по приказу Господа. Он родился в Радхадеше, чтобы помочь разыграть божественную лилу Господа. Его отца звали Хадай Оджа, а мать - Падмавати.
Он явился в деревне Экачакра на земле Гауды. С младенческого возраста он был спокоен, очень разумен и наделен высочайшими качествами. Младенцем мальчик был в миллионы раз красивее Купидона.
С момента Его рождения в Радхадеше проявились все благоприятные знаки. Всякий голод, бедность и несчастья тут же исчезли. В тот день, когда Шри Гаурачандра явился в Шридхаме Навадвипе, Нитьянанда Прабху кричал от радости. Огромная Вселенная была пронизана Его криком и весь мир изумился.
Некоторые говорят: "Гром снизошел на Землю". Многие смогли понять, что вероятно беспокойство возникло из-за божественной силы. А некоторые сказали: "Мы знаем причину. Это Господин Гауды заговорил громовым голосом". Вообщем, у каждого имелось свое собственное мнение на сей счет. И все же иллюзорная энергия Кришны никому не дала возможность увидеть трансцендентное положение Нитьянанды Прабху.
Так, не раскрывая Своей божественной природы, Верховный Господь Нитьянанда Прабху радовался в кругу детей. Во всех играх Господа и детей Кришна занимал центральное место. На самом деле их игры были не что иное, как лила Господа. Нитьянанда Прабху обычно вел собрание богов с одним из детей, играющим роль Земли, идущей с прошением от полубогов к Верховному Господу Вишну. Все они шли с Землей на берег реки, где вместе молились скрытому Господу Вселенной, Кширодакашаи Вишну.
Невидимый для всех, один из мальчиков громко провозглашал из своего укрытия: "Я вскоре явлюсь в деревне пастухов Матхуре".
На другой день Нитьянанда Прабху и Его детские друзья собрались в деревне, чтобы отпраздновать свадьбу Васудевы и Деваки. Однажды, превратив помещение для своих игры в тюрьму Камсы, Он разыграл божественное явление Кришны во тьме ночи. Нитьянанда Прабху построил пастушеский поселок, перенес туда Кришну и обманул Камсу, подменив в тюрьме Кришну Йогамайей.
В другой раз Он одел одного из друзей своего детства как Путану, а другой мальчик, карабкаясь на него, изображал, что сосет Его грудь – как это делал младенец Кришна. Как-то раз Нитьянанда Прабху с помощью друзей смастерил повозку из камыша, а потом сломал ее. Нитьянанда Прабху приводил Своих детских друзей к дому местного молочника и воровал молоко и йогурт, следуя по стопам Кришны. Его друзья никогда с Ним не расставались, они не возвращались по домам, день и ночь играя вместе с Нитьянандой Прабху. Их папы и мамы не жаловались, потому что всем сердцем любили Нитая. А Он нежно обнимал их друзей и родных.
Видя Его очаровательные детские игры, все вокруг только поражались: "Мы никогда в жизни не видали такой удивительной игры! Да как это возможно, чтобы этот ребенок выучил все, что делал Кришна?!"
Однажды, наделав из листьев деревьев змей, Он повел детей к озерцу. Один из мальчишек распластался на глади воды. Нитьянанда Прабху должен был его разбудить.
В другой раз Он повел детей в пальмовую рощу, где все они играли, «убивая» демона Дхенуку и вкушая плоды дерева тал.
Он часто приходил на пастбища и постоянно развлекался там с ребятами. Соорудив игрушечных демонов и назвав их Бакой, Агхой и Ватсой, Он затем «убивал» их. Домой Нитьянанда Прабху и дети возвращались к обеду, причем все трубили при этом в пастушеские буйволиные рожки.
Однажды, подражая лилам Кришны, Он решил поднять гору Говардхан. А в другой раз, соорудив уже целый «Вриндаван», Он играл там со своими дружками. Как-то раз он утащил одежды гопи и на другой день нанес визит женам брахманов, занятых жертвоприношениями. Один мальчик играл роль Нарады Муни и, нацепив бороду, давал Камсе конфиденциальные советы. В другой день один из мальчиков переоделся Акрурой и увез Кришну и Балараму из Вриндавана по приказу Камсы. Нитьянанда Прабху плакал от горя, переживая разлуку с Кришной, словно гопи. Потоки слез лились из Его глаз на виду у всех детей.
Находясь под влиянием иллюзорной энергии Вишну, никто не мог понять трансцендентную природу божественной лилы Нитьянанды Прабху, в то время как все дети попросту играли вместе с Ним. Построив копию Матхуры, Он бродил по ней вместе с ребятами. Одни мальчики принялись плести гирлянды, а другие – эти гирлянды носить. Нитьянанда Прабху нарядил одного из них «под Кубджу», а та «надушила» Его.
Однажды, смастерив лук, Нитьянанда Прабху разломал его со страшным грохотом. Прикончив слона Кувалаяпиду и борцов Чануру и Муштику, Он ударом сбил с ног одного мальчика, который играл роль Камсы и поволок его за волосы. «Расправившись» с «Камсой», Нитай с детьми пустился в веселый пляс.
Развлечения маленького Нитьянанды Прабху смешили и радовали всех жителей Экачакры.
Нитьянанда Прабху имитировал в своих играх трансцендентные деяния всех аватар Бога.
Он играл роль Ваманы, а другой ребенок - Бали Махараджа. Но Нитьянанда Прабху «обманул» его, и тот «дал ему три мира» в качестве подаяния, а еще один пастушок, переодетый «стариком», играл роль Шукрачарьи, который запретил Бали дарить Господу «три шага земли». Потом Нитьянанда-Вамана, приняв дары Бали, поставил Свои лотосные стопы на голову другого актера.
Однажды Нитьянанда Прабху разыграл сооружение моста из деревьев и камней через океан, а все ребята должны были превратиться в «солдат-обезьян». Он рубил растения на веранде и бросал их в воду, будто бы это гигантские деревья, а дети кричали: "Джая Рама! Джая Рагхунатха! Победа Раме! Победа Господу династии Рагху!"
Господь лично справился и с ролью Лакшмана. С луком в руке Он прошел Своим путем к дворцу Сугривы и сказал гневно: "Ты, мерзкая обезьяна! Мой Господь Рама терпит бедствие из-за того, что ты тут вытворяешь. Мой господин опечален и ждет на горе Мальяван. А ты, противная обезьяна, забавляешься тут с женщинами! Если хочешь жить, беги к Раме и на подмогу – и чем быстрей, тем лучше".
А уже на другой день, проникшись умонастроением Лакшмана, Нитай сердито наказывал Парашурама: "О брахман, если ты сейчас же отсюда не исчезнешь, то я за себя не отвечаю!"
В своей невинности дети принимали погруженность Нитьянанды Прабху в умонастроение Лакшмана не более, чем за детскую игру. Они ничего не знали о Его положении как Верховной Личности Бога. Некоторые из них бродили как пять обезьян и, а Нитай, изображая Лакшмана, спрашивал: "Кто вы, обезьяны, скитающиеся по лесу? Ответьте мне! Я слуга Рагхунатхи!"
"Мы скитаемся здесь из-за страха перед Бали, - отвечали те. - Приведи нас к Раме! Мы посыпаем пылью с Твоих стоп свои головы". Обняв их от чистого сердца, Нитай вел друзей к Своему «хозяину» и склонялся перед стопами Рамы, падая в дандават, как палка.
В роли Лакшмана Нитьянанда Прабху был однако поколочен «Индраджитом». Но потом Он разыграл «убийство» «Индраджита». Заставив одного мальчика играть роль Вибхишаны, Он привел Вибхишану к Раме и возвел его на трон царя Ланки.
Другой ребенок кричал: "Эй, гляньте! Я иду как Равана. Остерегайтесь моих стрел. Пусть-ка Лакшман защитит вас, коли сможет!" С этими словами «Равана» швырял цветок лотоса в Нитьянанду Прабху, а Нитай валился без чувств, словно и впрямь был побежденным Лакшманом.
Но упав в обморок, Нитьянанда Прабху… не поднимался! Хоть мальчишки всячески пытались Его поднять, Нитьянанда Прабху не выказывал никаких признаков жизни. Дети хватались за голову и рыдали от горя. Услышав плач, отец и мать Нитьянанды Прабху бросились к «месту происшествия». Увидав, что их дитя лежит без признаков жизни, оба тоже лишись чувств.
Жители деревни лишь изумленно взирали на происходящее. Тогда дети объяснили им все. Кто-то из толпы сказал: "Я понимаю, в чем здесь причина. Много лет назад актер, игравший роль Дашаратхи умер, услышав о том, что Раму отправляют в ссылку в лес". Другой предположил: "Да нет, мальчик просто играет свою роль. Как только Хануман принесет лекарство и даст его мальчику, тот придет в себя".
Конечно, Нитьянанда Прабху уже объяснил это детям. Он сказал им: "Как только я упаду, все станьте вокруг меня и зарыдайте. Через небольшой промежуток времени пошлите Ханумана. Я вернусь к жизни, если лекарство засунут мне в нос". Но поскольку Господь, который исполнял роль в совершенстве, был без сознания, дети были страшно расстроены. Они полностью потеряли рассудок, и никто не мог вспомнить указаний Нитьянанды Прабху.
Они просто кричали, кричали и взывали: "О брат, вставай!" Но слова собравшихся людей напомнили им о том, что сказал Господь, и один из детей ушел, как Хануман, а другой, переодетый мудрецом, стоял у него на пути. Поздоровавшись с ним и предложив ему фрукты и корни, мудрец сказал: "Постой со мной, пожалуйста, немного, дорогой друг, и благослови мое скромное жилище. Лишь благодаря великой удаче человек может обрести общество такого, как ты".
Хануман ответил: "У меня срочное дело. Я должен поторопиться. Я не могу останавливаться; извини меня, пожалуйста, но я должен прощаться. Ты, должно быть, слышал о Лакшмане, младшем брате Рамы. Равана попал в него своей стрелой "шакти", и теперь он лежит без сознания. Я должен спешить к горе Гандхамадана. Его жизнь можно спасти, только если я принесу нужное лекарство". Мальчик, игравший роль Ханумана, произнес все эти слова, как и учил его Нитьянанда Прабху. Все посмотрели с удивлением.
По просьбе мудреца, Хануман отправился к ближайшему озеру искупаться. Другой ребенок схватил его за стопы под водой. Таким образом ребенок играл роль крокодила и тянул Ханумана под воду. Мальчик, игравший Ханумана, вытянул крокодила на берег и в схватке одолел хищника. Затем Хануман столкнулся с куда более опасным противником.
За Хануманом погнался «ракшас», чтобы съесть. "Ты победил крокодила, но теперь тебе придется победить еще и меня. Кто оживит Лакшмана, если я проглочу тебя живьем?" На что Хануман ответил: "Твой Равана - бесполезный пес. Беги отсюда, пока цел!»
Таким образом двое детей сражались, пока не схватили друг друга за волосы. Он начали лупить друг друга кулаками. Спустя какое-то время Хануман одолел Ракшаса.
Наконец мальчик, игравший роль Ханумана, добрался до горы Гандхамаданы. Там несколько мальчиков, переодетые гандхарвами, сражались с ним какое-то время, и, одержав победу над гандхарвами, Хануман принес на голове гору Гандхамадану. Один из детей, играя доктора, вспоминая Раму, засунул лекарство в нос Нитьянанды Прабху, который играл роль Лакшмана. Наконец великий Господь, Нитьянанда Прабху, пришел в Себя и встал на ноги, и тогда родители и все собравшиеся рассмеялись. Хадай Пандит взял ребенка на руки, и все мальчики обрадовались. Все спрашивали: "Дорогое дите, где ты всему этому научилось?" А Господь со смехом отвечал: "Это всё Мои божественные игры".
В раннем детстве тело Господа было нежное и светлое. Все постоянно хотели его обнять. Взрослые любили Его больше, чем собственных сыновей. Но благодаря действию иллюзорной энергии Господа, никто не мог узнать в Нем Верховную Личность Бога. Так, с раннего детства у Нитьянанды Прабху не было большего наслаждения, чем репетировать игры Кришны.
Все дети, бросив своих родителей и свои дома, постоянно играли с Нитьянандой Прабху. Я сотни раз в почтении склоняюсь перед лотосными стопами всех этих мальчиков, которые так играли с Верховным Господом Нитьянандой Прабху. Нитьянанда Прабху являл Свои игры, и с самого младенчества ничто Его не радовало, кроме лил Шри Кришны.
У кого хватит сил описать трансцендентные игры Ананты? Они проявились только через Его милость, сами по себе. Итак, Нитьянанда Прабху жил дома первые двенадцать лет Своей жизни. После этого Он отправился в паломничество, посетив различные святые места Индии. Он скитался как пилигрим до Своего двадцатилетия, а после предстал перед Шри Чайтаньей Махапрабху.
Послушайте, что написано в этой Ади-лиле "Чайтанья-Бхагаваты" о паломничестве Нитьянанды Прабху, Верховной Личности Бога, хулить Которого способны только самые безнравственные люди и грешники-атеисты.
Нитьянанда Прабху освободил целый мир. Он - океан милости, не имеющий себе равных. Лишь благодаря Его милости я понимаю истину о Шри Чайтанье Махапрабху. Только благодаря Ему было провозглашено величие Шри Чайтаньи Махапрабху. Послушайте, как Нитьянанда Прабху, лучший из всех, кого любил Шри Чайтанья Махапрабху, путешествовал по святым тиртхам Индии.
Сначала Господь посетил святое место, известное как Вакрешвара. Отсюда Он продолжил в одиночку Свой путь до рощи Вайдьянатхи. Посетив Гайю, Он отправился в Каши, где находится Господь Шива, там Ганга поворачивает на север. Увидев Гангу, Нитьянанда Прабху преисполнился радости. В Каши Он искупался в Ганге и с неутолимой жаждой пил ее сладкую воду. Он совершил утреннее омовение в Праяге в месяце Магха и оттуда двинулся в место Своего предыдущего рождения - в Матхуру. Порезвившись в водах Ямуны у Вишрама-гхата, Господь обошел в великом экстазе вокруг горы Говардхан, пройдя таким образом через все двенадцать лесов Вриндавана.
Он посетил дом Нанды Махараджа в Гокуле и, усевшись в этом святом месте, плакал навзрыд, переполняемый чувствами. Выразив Свое почтение Мадана-Гопалу, Господь отправился в Хастинапуру, дом Пандавов. Увидев место, где жили эти великие преданные, Господь не смог сдержать потока слез. Все, кто жил там, будучи непреданными, конечно, не смогли ничего понять. Он склонил Свою голову, созерцая перед собой славу Баларамы в Хастинапуре, и закричал в сильном исступлении: "Пусть Баларама с плугом в руках освободит нас всех".
Потом Нитьянанда Прабху пошел в Двараку, где с большой радостью искупался в море. Он пошел в Сиддхапуру, обитель Капилы, и в святом месте, известном, как Матсья-тиртха, раздал огромное количество вареного риса на большом празднике. Нитьянанда Прабху посетил Шива-Канчи и Вишну-Канчи и смеялся при виде ожесточенной ссоры между последователями Вишну и последователями Шивы.
Он отправился на Курукшетру, Прити-дакшу, Биндху-саровар, Прабхасу и Сударшану-тиртху, а после посещения святой тиртхи Трита-купа Он направился в Нишал, а оттуда - к Брахма-тиртхе, а потом и в Чакра-тиртху. Господь посетил Пратишроту, что находится рядом с Сарасвати, на западе. Оттуда эта великая и великодушная личность, Нитьянанда Прабху, пошел до Наимишараньи. Затем Нитьянанда Прабху продолжил Свой путь к городу Айодхье и заплакал навзрыд при виде святого места рождения Шри Рамы. Затем Он отправился в царство Гухаки, чандала, где Нитьянанда Прабху упал без чувств от экстаза. Помня о преданности Гухаки-чандала, Нитьянанда Прабху пролежал без чувств три дня. Во всех этих лесах, где Верховный Господь Рама останавливался на несколько дней, Нитьянанда Прабху катался по земле, страдая от разлуки.
Он отправился на берег реки Сараю и омылся в ее водах, а оттуда продолжил Свой путь к Каушаки и затем - к святому убежищу мудреца Пауластьи.
Совершив омовения во всех святых тиртхах рек Гомати, Гандхаки и Сомы, он взошел на вершину горы Махендры, и, выразив там Свое почтение Парашураме, продолжил путь в Хардвар, где начинается течение Ганги по этой планете. Затем после омовения в тиртхах Бенвы и Бхипаши Он посетил Пампу, Бхима-рати и Сапта-Годавари.
После этого великий Нитьянанда Прабху увидел Карттику и пошел к горе Шри, где обитают Шива и Парвати. В обликах брахмана и его жены Шива и Парвати жили на вершине этой горы. Оба они узнали Свое любимое Божество, Нитьянанду Прабху, который странствовал по святым местам, выдавая Себя за авадхуту. Они обрадовались гостю, сама богиня Парвати своими собственными руками с радостью подала Нитьянанде Прабху прасад. Когда Шива и Парвати от чистого сердца подносили угощение Нитьянанде Прабху, Тот улыбнулся и почтительно склонился перед ними.
Сокровенные беседы, которые они вели между собой, может понять только сам Кришна. Покинув их обитель, Нитьянанда Прабху направил Свои стопы к Дравиде. Посетив Вьенкаттанатх, Камакошти-пури и Канчи, Он появился у прославленного потока Кавери и оттуда пошел к святому месту Шри Рангама, где и остановился на некоторое время.
Оттуда Нитьянанда Прабху направился в Хари-кшетру и посетил затем гору Ришабху. Потом Он продолжил Свое путешествие к Южной Матхуре, Критамале, Тамрапарни, а затем отправился на север к Ямуне, где посетил дом Аугастьи на горе Малая.
Местные жители исполнились безмерного ликования при виде великодушного Нитьянанды Прабху, а Он также с радостью принял их гостеприимство. Оттуда Он направился в Бадарикашрам.
В обители Наранараяны Риши Нитьянанда Прабху остался на некоторое время совершенно один. Затем Его путь лежал в обитель Вьясы, который узнал в Нитьянанде Прабху могучего Балараму.
Перестав быть невидимым, Вьяса пригласил к себе гостя, и Господь в почтении склонился перед Шрилой Вьясадевой. После этого Нитьянанда Прабху продолжил путь, направив стопы в обитель буддистов. Этих Он обнаружил сидящими вместе.
Он задал им вопрос, но на него никто не ответил. Тогда, разгневавшись, Господь принялся пинать их ногой прямо в голову. Буддисты со смехом бежали, а Нитьянанда Прабху, ничуть не огорчившись, пошел дальше.
Затем Господь появился в городе Каньяк, где посетил Дурга-деви, а потом двинулся к южному побережью. Он пришел в город Шри Ананты, потом к озеру пяти танцующих апсар, небесных нимф. После этого Господь посетил храм Шивы под названием Гокарна. Он шел от двери к двери через Кералу и Тригартху и, увидев почитаемую жену Двайпаяны, Нитьянанда Прабху направился к Нирбиндхье, Пайошни и Тапти, являя таким образом Свои божественные лилы.
Он посетил Реву, город Махисмати, и Малатиртху, а затем Господь направил Свои стопы на запад, идя по пути Супаракхи. Нитьянанда Прабху совершенно не ведал страха. Он никогда никого не боялся в течение всего Своего путешествия. Его тело казалось ослабевшим, потому что Он не думал о нем, а только о Кришне. Временами Нитьянанда Прабху смеялся, а иногда плакал. Кто может понять Его трансцендентное настроение? Таково было путешествие Господа Нитьянанды Прабху, скитавшегося от одного места к другому, посещая святые тиртхи.
Однажды Он «случайно» повстречал Мадхавендру Пури. Тело Мадхавендры Пури переполняла божественная любовь к Шри Кришне. Мадхавендру Пури сопровождали ученики, также исполненные Кришна-премы.
Мадхавендра Пури не вкушал никакой иной пищи, кроме сока прекрасных качеств Кришны. Соки сознания Кришны были единственным, что поддерживало в Нем жизнь. В Его священном теле Кришна проводил Свои игры. Самая большая хвала, которую можно вознести Его любви к Кришне - это то, что великий Адвайта Ачарья Прабху был учеником Мадхавендры Пури.
Как только Нитьянанда Прабху увидел Мадхавендру Пури, Он лишился чувств и лежал недвижимый, сраженный божественной любовью. И Мадхавендра Пури, только увидав Нитьянанду Прабху, тоже утратил внешнее сознание и позабыл об окружающем Его мире.
Шри Чайтанья Махапрабху лично повторял вновь и вновь, что Мадхавендра Пури - изначальный учитель чистой преданности. Когда Нитьянанда Прабху и Мадхавендра Пури упали в обморок при виде друг друга, Ишвара Пури и все остальные ученики Мадхавендры Пури зарыдали.
Придя во внешнее сознание, они обняли друг друга, проливая слезы экстаза. Два великих учителя катались по земле в экстазе божественной любви, и, изменившись обликом от ликования, выкрикивали громовым голосом слова радости. Слезы любви из глаз двух великих учителей текли словно реки. Мокрая от их слез Земля почувствовала, что благословлена. Не было конца трансцендентной радости этих двух великих душ, их тела дрожали, а слезы потоками струились из глаз, волосы распрямились, поскольку Сам Чайтанья Махапрабху танцевал у них в сердцах.
Нитьянанда Прабху сказал: "Сегодня все Мои паломничества достигли своей цели, ибо Мои глаза узрели святые стопы Мадхавендры Пури. Моя жизнь прославилась тем, что Я стал свидетелем его божественной любви".
Держа Нитьянанду Прабху в крепких объятьях, Мадхавендра Пури, задыхался от божественной любви и не мог вымолвить в ответ ни слова. Преисполненный радости, Мадхавендра Пури совершенно не хотел выпускать Нитьянанду Прабху из своих объятий.
Ишвара Пури, Брахмананда Пури и другие ученики Мадхавендры Пури почувствовали неумолимое влечение к Нитьянанде Прабху. Хоть они и встречали раньше множество отреченных святых, они не видели в них и следа любви к Кришне. При виде тех невезучих и безнравственных душ, они не испытывали ничего, кроме скорби. А опечалившись, искали прибежища в лесах. Но сейчас все их печали ушли прочь, стоило им только увидеть то, как проявляется друг в друге любовь к Кришне.
В течение нескольких дней Нитьянанда Прабху путешествовал в обществе Мадхавендры Пури, черпая радость в разговорах о развлечениях Кришны. Преданное служение Мадхавендры Пури удивительно. Он падал в обморок просто при виде темной тучи! День и ночь, опьяненный любовью к Кришне, он смеялся и плакал, проповедовал и бредил, кричал от горя, как пьяница.
И Нитьянанда Прабху, опьяненный нектаром сладости Говинды, шатался и спотыкался. Упав на землю, он громко хохотал. Видя удивительное состояние Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху, ученики без устали повторяли имя Хари. Опьяненные сладким вкусом божественной любви, они не знали, день сейчас или ночь – время совсем не имело для них никакого значения. Кто может понять то, о чем говорили Нитьянанда Прабху с Мадхавендрой Пури? Только Кришна знает, о чем они говорили. Мадхавендра Пури не мог вынести разлуки с Нитьянандой Прабху, он постоянно радовался его обществу.
Он сказал: "Хоть я и путешествовал по множеству святых тиртх, но нигде я не смог найти такой божественной любви к Господу, как у Тебя. Обретя общество такого друга, как Нитьянанда Прабху, я осознал милость Кришны. Кришна такой добрый! Где бы ни обрел человек общество Нитьянанды Прабху, это место - больше, чем Вайкунтха и все святые тиртхи вместе взятые. Если человек просто слышит о преданности такой души, как Нитьянанда Прабху, он обязательно достигнет Шри Кришначандры. Но если в человеке есть хоть капля неприязни к Нитьянанде Прабху, того никогда не полюбит Кришна, даже если это «преданный Кришны»".
Так день и ночь Мадхавендра Пури прославлял Нитьянанду Прабху, служа Ему с любовью и вниманием. Сам Нитьянанда Прабху считал Мадхавендру Пури Своим гуру и вел Себя соответствующе. Эти две великие души были настолько поглощены любовью к Кришне, что не могли сказать, день сейчас или ночь.
Проведя некоторое время в обществе Мадхавендры Пури, Нитьянанда Прабху отправился в путешествие к мосту Рамы, известному как Сетубандха, что на самом юге Индии.
Мадхавендра же Пури пошел к реке Сараю. Полностью погруженные в Кришну, оба они совершенно ничего не помнили о своих физических телах. Полностью забыв о себе, они проводили дни, мучаясь от разлуки друг с другом, и так сохранили себе жизнь, потому что если бы хоть какое-то внешнее сознание к ним вернулось, они не вынесли бы боли разлуки. Любой, кто слушает этот рассказ о Нитьянанде Прабху и Мадхавендре Пури с верой и преданностью, обретает сокровище любви к Кришне.
Так, постоянно переживая экстаз божественной любви, и скитался Нитьянанда Прабху. А спустя какое-то время Он пришел в Сетубандху, к мосту Рамы. Совершив омовение в гхате возле Дана-тиртхи, Он отправился к Рамешвару, а оттуда в Виджаянагар. После Маяпури, Аванти и Годавари Господь появился возле сиденья Джиюр-Нрисимхадева. Он посетил Трималу и священный храм Курманатхи. Наконец, Он отправился на даршан к Шри Джаганнатха-деве, луне Нилачалы.
Войдя в город Господа Джаганнатхи, блаженного хозяина Нилачалы, он упал в обморок при виде чакры Господа. Получив даршан Джаганнатхи, увидев Его образ Чатурвьюхи, состоящий из четырех частей, полностью проявленную во всей ее радости с телом Его слуг, Нитьянанда Прабху потерял сознание от экстаза, а едва придя в Себя, вновь лишился чувств. Так продолжалось снова и снова. Нитьянанда Прабху дрожал, покрылся испариной, проливал слезы радости и громко выкрикивал слова восторга.
Кто может описать экстаз Нитьянанды Прабху?
Проведя некоторое время в Джаганнатха Пури, Нитьянанда Прабху продолжил путешествие и с великой радостью посетил место, где Ганга впадает в океан. Кто может полностью описать все Его странствия по святым местам? Я записал всего лишь их часть по Его милости.
Посетив святые тиртхи, Нитьянанда Прабху вернулся в Матхуру. Он поселился во Вриндаване и жил там, день и ночь погруженный в мысли о Кришне. Он ничего не ел и лишь время от времени пил немного молока, если кто-то приносил, причем Сам Он и не просил об этом. Нитьянанда Прабху думал про себя: "Шри Гаурачандра живет в Навадвипе, но Его божественная слава остается скрытой. Как только Господь решит проявить Свою божественность, я тут же отправлюсь в Набадвипу и исполню свою роль в служении Ему".
Таким образом, приняв решение, Нитьянанда Прабху не уходил в Навадвипу и не покидал Матхуры. Он постоянно игрался в водах Ямуны и играл с детьми в пыли Вриндавана.
И хоть Нитьянанда Прабху в совершенстве знает, как воспользоваться той или иной возможностью, Он воздерживался от того, чтобы проливать на кого-либо преданность Вишну. Думая про себя, что когда Господь Гаурачандра проявит Себя, тогда и придет время распространять божественную любовь по приказу Господа, Нитьянанда Прабху ожидал повелений Господа. Он думал, что ничего не следует делать без приказа Шри Чайтаньи Махапрабху и что величие служения Господу никогда не уменьшится.
Ничто не происходит без воли Всевышнего Господа, Шри Чайтаньи Махапрабху. И никто не может ничего сделать без Его дозволения, будь он даже Ананта, Брахма, Шива или любой другой полубог. Разрушители, правители и те, кто поддерживают Вселенную, выполняют свой долг только по приказу Шри Чайтаньи. А те грешники, которых это повергает в печаль, абсолютно недостойны сокровища любви к Богу, которое можно обрести по милости Нитьянанды Прабху. Он – первый среди преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Его уста хранят как сокровище божественную славу Шри Чайтаньи Махапрабху.
Нитьянанда Прабху рассказывает о Чайтанье ночи и дни напролет, и благодаря служению Ему обретается преданность Шри Чайтанье. Вся слава Нитьянанде Прабху, изначальному Господу, по милости Которого мы можем понять славу Шри Чайтаньи Махапрабху!
Привязанность к Нитьянанде Прабху - это дар, это милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Для того, кто знает Нитьянанду Прабху, ничто нигде не представляет опасности. Если кто-то хочет пересечь мир тьмы и погрузиться в океан преданности, пусть он служит луноподобному Нитьянанде. Одни говорят, что Нитьянанда Прабху - это сам Баларама. Другие утверждают, что он - обитель божественной любви к Шри Чайтанье. Пусть каждый говорит, что ему нравится больше. Но будь Нитьянанда Прабху аскетом, преданным или мудрецом - кем бы Он ни был по отношению к Шри Чайтанье, - пусть Его лотосные стопы крепко врастут в сердце каждого. Если какая-то грешная душа, даже услышав о замечательном характере Нитьянанды Прабху, все еще не оценила Его по достоинству, или же кто хочет оклеветать Его, или осыпать Его ругательствами, так или иначе, я пну такого в лицо своей левой ногой.
Есть последователи Шри Чайтаньи, которые говорят о Нитьянанде Прабху так, будто осуждают его, но на самом деле они Его восхваляют. Такие возвышенные вайшнавы (как Адвайта Ачарья) всегда чисты в своем сердце и трансцендентно честны. Их кажущиеся разногласия и ссоры - просто лилы, развлечения.
Если кто-то смотрит на их разногласия с внешней стороны и принимает сторону одного из них, понося другого, то ему конец. Если следовать по стопам тех, кто непримирим к хулителям Нитьянанды, то можно достичь Шри Чайтаньи.
Когда же настанет день, когда я обрету божественное видение Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, окруженных преданными? Пусть Нитьянанда Прабху остается моим вечным господином во всех отношениях! Пусть я, сохраняя преданность Нитьянанде Прабху, смогу служить лотосным стопам Шри Гаурачандры! Пусть я буду читать святую Бхагавату у стоп Нитьянанды Прабху из жизни в жизнь!
Вот чего я жажду. Вся слава Верховному Господу, Шри Чайтанье Махапрабху! Ты дал нам Нитьянанду Прабху и Ты же и забрал Его у нас. И все-таки, о Махапрабху, подари мне одно благословение - пусть я в мыслях всегда буду привязан к Тебе и Нитьянанде Прабху. Он - Твой величайший преданный. Без Твоего согласия никто не сможет достичь Его лотосных стоп. Нитьянанда Прабху ходил по всему Вриндавану и по разным святым местам, пока Шри Чайтанья Махапрабху не явил Свою божественность.
Всякий, кто слушает этот рассказ о паломничестве Нитьянанды Прабху, обретет сокровище божественной любви.
Шри Кришна Чайтанья - это душа Нитьянанды Прабху. Вриндаван Дас молится у Их лотосных стоп и поет Шри Чайтанья-бхагавату".