В четвертой части книги "Пробуждение целительной энергии Дао. Даосские секреты круговорота внутренней энергии" Мантек Чиа раскрывает возможности внутренней энергии в исцелении болезней. Те кто имеет настройки рейки внутренней улыбки могут перенять подходы и принципы данные автором книги в своей практике целительства. И эта осознанная работа с рейки внутренней улыбки только усилит ваш потенциал целителя рейки и повысит успешность практического целителя рейки внутренней улыбки. Успехов вам! :)


ЧАСТЬ IV:
ПРИМЕНЕНИЕ ЭНЕРГИИ ДАО ДЛЯ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА


Поддерживая энергию в гармонии, Микрокосмическая Орбита помогает телу сопротивляться болезням. "Внутренняя улыбка" - модель любви к самому себе чистой, безусловной любовью. Практикуя Внутреннюю Улыбку и циркуляцию ци по Микрокосмической Орбите, мы приходим к более глубокому пониманию своего тела и учимся творить внутри себя любовь, уважение и почтение к самому себе. Потенциально наше тело является идеальной машиной, служащей нашим уму и духу. Но машина будет работать в совершенстве только в том случае, если каждая ее часть гармонично взаимодействует с другими частями.

Микрокосмическая Орбита позволяет вам использовать в своей повседневной жизни открытия китайских мудрецов, сделанные на протяжении восьми тысяч лет.

Возможности ее применения невозможно перечислить.

Продолжающаяся практика может привнести великое спокойствие, ясность и энергию в каждый аспект вашей жизни. Поддерживая циркуляцию ци по орбите, вы также открываете двери к открытию бесценного высшего знания Дао, гармонизирующего все в природе.

11. МИКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА И МЕДИЦИНА

ПОЛЬЗА ДАОССКОГО ЦИРКУЛИРОВАНИЯ ЦИ

С.Ю. Сю, доктор медицины

На протяжении двух тысяч лет теория ци была основой классической китайской медицины. Говорят, что ци течет по системе каналов тела; когда ток ци по какой-либо причине нарушается, возникает болезнь. Целью медицинского лечения является восстановление потока ци и, таким образом, восстановление здоровья.

В отличие от случая кровообращения обращение ци трудно объективно зафиксировать. В течение нескольких последних десятилетий многие ученые по всему миру пытались продемонстрировать существование такой системы, но все безуспешно.

Когда я услышал о методе учителя Чиа выработки и совершенствования ци, я был очарован им и решил его испробовать. После четырех месяцев практики у меня стало постоянно появляться ощущение тепла, возникающего в животе. Вскоре после этого под руководством учителя Чиа мне удалось научиться вести эту энергию по основным каналам тела одним усилием воли. И эта любопытная форма энергии не только проходила по всем тем каналам, которые описывает классическая китайская медицинская литература, но и накапливалась в тех местах, которые в точности соответствуют основным классическим акупунктурным точкам.

Если в теле имеется система потоков энергии, то логично предположить, что очень важно поддерживать эту систему в нормальном и работоспособном состоянии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДАОСИЗМА И ИСКУССТВА ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

Стивен Пан, доктор философии

В течение многих столетий медитация и другие специальные виды упражнений использовались древними китайцами, индусами, арабами, евреями и христианами в качестве средства для улучшения тела и ума человека. В Китае даосы называли это цигун или "совершенствование энергии". Согласно даосской классике, предшественником многих великих древних мудрецов был Ду Се, живший около восьми тысяч лет назад. Он был тем великим даосским мудрецом, который начал использовать восемь гуа (переходов) ицзин (одного предела), таких, как "великая энергия наблюдения" и "энергия упрощения темных масс материала". Это привело к развитию наиболее совершенных йогических и медитационных форм, включающих в себя идеи даосской философии.

Очевидно, что не простым совпадением является то, что современная индийская практика кундалини-йоги чем-то напоминает даосский цигун. Более двух тысяч лет назад индийский Учитель Бодхидхарма пришел в Китай. Здесь он медитировал, в течение девяти лет сидя лицом к стене в храме Шаолинь. Он основал школу, по-новому излагавшую индийские практики. Со времени основания этой школы многие достаточно способные китайские мужчины практиковали медитацию в том виде, в какой давал ее этот индийский Учитель, постепенно перенося на нее некоторые особые качества китайской культуры. Эти эзотерические практики были составной частью развития китайской медицины, включающей в себя акупунктуру, траволечение и другие аспекты того, что сейчас называется "целительской" медициной, достигшей высокого уровня развития, причем не только в Китае, но и во многих других ранних цивилизациях. Но к концу четырнадцатого века по различным политическим причинам эти искусства пришли в упадок, а школы многих великих Учителей рассеялись и "ушли в подполье".

Различные подобные подходы собраны в "Китайской даосской энциклопедии", заполнившей сотни томов. Даосские подходы были разделены на более чем десять направлений, некоторые из которых содержат весьма уникальные методы практики - от дыхательных упражнений до секретов алхимии.

Западные ученые-медики только сейчас начинают осознавать, что древние мудрецы понимали весьма глубокие аспекты человеческого ума и тела без какого-либо использования сложного диагностического оборудования. И основная трудность заключается в том, что нужно преодолеть ту завесу секретности, которая окружает эти китайские практики и препятствует открытому изучению их современными научными медицинскими средствами.

Мантэк Чиа является одним из первых прибывших на Запад китайских учителей, которые овладели как традиционным китайским искусством целительства, диетой, "питанием пятью элементами", траволечением, тайцзи-цюанем, массажем, прижиганием, так и эзотерическими искусствами цигун, "исцеляющей ладони", гунфу пяти пальцев, семенного и яичникового гунфу и медитативными аспектами даосской йоги.

Чиа унаследовал секретный метод, который передавался только устным образом. Вопреки обычаям предков, он чувствует, что пришло время, когда то, чему он учит, должно стать достоянием общества. В этой книге он пытается привести все то, что он испытал сам и что испытали его ученики, в некоторую систему, в которой в полной мере учтены воззрения как традиционной, так и современной медицины.

Медицинские приложения китайской эзотерической системы обширны и включают в себя средства для лечения широкого диапазона болезней:

астма и хронические бронхиты;
ревматизмы и артриты;
высокое кровяное давление;
бессонница;
циррозы печени;
туберкулез легких;
повторяющиеся головные боли;
частые обычные простуды и другие эпизодические заболевания;
различные опухоли.

Длительные прилежные занятия на протяжении более двух лет или, что наиболее эффективно, на протяжении всей жизни могут затормозить такие связанные со старением дегенеративные изменения, как изменения кожи, дряхлость, замедление реакции, ослабление памяти, затруднения при ходьбе и различные другие заболевания, характерные для старческого возраста.

Те, кто прилежно занимается этой практикой, часто живут до девяноста лет, сохраняют здоровье и бодрость, могут с легкостью ходить, бегать и взбираться в гору и вообще продолжают получать удовольствие от жизни в значительно большей степени, чем большинство других людей. Говорят, что многие из них могут предсказать момент своей собственной смерти и переходят к ней в состоянии покоя и умиротворенности в позе медитации.

Следует, однако, отметить, что в Древнем Китае считалось, что ваш врач не справился со своим делом, если вы заболели. Для предотвращения заболеваний лучшие врачи тренировали своих "пациентов" таким образом, чтобы те сохраняли наивысший возможный уровень здоровья. Даосская эзотерическая йога обещает вам раскрыть методы, приводящие в гармонию различные системы вашего тела.

МЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАОССКОЙ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

Лоуренс Янг, доктор медицины

В двенадцать лет, когда я только начал ходить в среднюю английскую школу в Гонконге, я был в возрасте различных фантазий и поклонения "героям". Я увлекался физикой, математикой, атомными и водородными бомбами и ядерными реакторами. Моим героем был Альберт Эйнштейн, и я хотел быть физиком, открывающим мельчайшие частицы энергии и материи и в то же время исследующим галактики и расширяющуюся Вселенную.

Достаточно странно, что все это имело место в то же самое время, когда я читал об эзотерическом опыте Учителя Яна. Он был описан по-китайски, а мне очень повезло, что меня научили понимать классическую, современную и упрощенную версии китайского языка. Я много читал, проводя в публичных библиотеках Гонконга по нескольку часов в день после уроков. Там я и прочитал о странном опыте Учителя Яна.

Учителю Яну в 1900 году было двадцать восемь лет. В его деревне свирепствовал туберкулез легких. Многие его односельчане умерли, включая и его брата. Затем и у него начался кашель, который не проходил несколько месяцев. Однажды с кашлем у него вышел огромный сгусток красной крови, что привело его в ужас. Он обратился за помощью к старейшинам деревни и к традиционным целителям-травникам. Все они подтвердили, что надежных средств лечения туберкулеза легких не существует. Единственной надеждой были солнечный свет, свежий воздух и "правильный" покой.

Они, однако, подали хорошую идею - в последней главе аннотированного китайского медицинского справочника было указано, что в качестве "правильного" покоя рекомендуется даосская медитация. Там утверждалось, что завершение "малого небесного цикла" при помощи практики даосской медитации может активизировать защитные силы организма в такой степени, что это поможет преодолеть болезнь. Учитель Ян практиковал даосскую медитацию еще в юности, но без какого-либо особого эффекта, за тем исключением, что всегда, когда он регулярно занимался практикой, он чувствовал себя сильнее. Под угрозой смерти он тщательно изучил методологию, описанную в этом медицинском справочнике, и посоветовался со старейшинами деревни для уточнения некоторых деталей. Затем он полностью отдался практике, занимаясь ею четыре раза в день по два часа в небольшом изолированном коттедже.

На восемьдесят пятый день внезапные вибрации в области пупка заставили тепло подняться вдоль его спины в заднюю часть головы. Те же самые вибрации случались с ним и в последующие шесть ночей во время практики, и тепло поднималось вдоль спины в верхнюю часть головы. Когда все это закончилось, ему показалось, что он приобрел новое тело. Все симптомы болезни исчезли, и он почувствовал себя легким и веселым, как никогда раньше.

Однажды ночью через два года в его пупке снова начались вибрации. Это происходило в течение трех последовательных ночей. Вибрации и тепло сами по себе поднимались вдоль спины, нагревая заднюю часть головы (затылок) и вызывая сильную боль. Однажды ночью он почувствовал, как будто его череп треснул и раскрылся, а ощущение тепла кружилось и кружилось вокруг макушки головы. Это стало случаться каждый раз, когда он принимался за практику.

Спустя еще шесть месяцев в его пупке снова возникли вибрации и тепло снова устремилось в верхнюю часть головы, вихрями кружась вокруг головы, спускаясь в лицо и в грудь и возвращаясь в пупок. Впоследствии это происходило во время каждой практики. После возвращения в пупок тепло продолжало двигаться по кругу без остановки. Учитель Ян оставался здоровым до самой своей смерти, которая наступила лишь в девяносто лет, живя все это время нормальной мирской жизнью.

Я так подробно изложил личный опыт Учителя Яна, поскольку его автобиография, впервые опубликованная в 1914 году, представляет собой важную веху в даосской медитации. До него никто не писал таким простым, доступным образом о реальных методиках, о личных ощущениях, о достоинствах и побочных воздействиях подобных практик. Существует множество томов даосских эзотерических писаний, написанных на классическом китайском, но методики и отчеты о переживаниях скрыты в загадочных, завуалированных описаниях. Выгоды описаны более ясно, но побочные эффекты затуманены почти полностью.

В двенадцать лет, будучи очарованным личным опытом Учителя Яна, я стал просматривать всю доступную мне классическую даосскую литературу. Но я был очень разочарован, потому что не мог понять, что "закодировано" в этих текстах, хотя и понимал буквально каждое отдельное китайское слово. Именно тогда я начал свои паломничества в даосские и буддийские храмы. Я посетил много храмов, но обнаружил, что в медитационные программы включено много ритуалов, философии и религии. Поскольку я отказывался выполнять ритуалы, я не мог быть посвящен в даосскую практику. Я был заинтересован тем фактом, что Учитель Ян не имел никакого учителя, а обучался по китайской медицинской книге и никогда не был посвящен в даосские практики посредством каких-либо ритуалов. Тем не менее мне удалось поговорить с некоторыми даосскими учителями и многими из их учеников, которые теперь стали известными в Гонконге учеными и бизнесменами, и узнать об их личных переживаниях потоков энергии и о исцелениях, подобных тому, что было у Учителя Яна.

Посвященные даосы говорили о постепенной, пошаговой реализации того опыта, через который прошел Ян, а также рассказывали о некоторых более высоких уровнях практики. У Учителя Яна не было такой пошаговой методики. У него был только один шаг и один метод, которые провели его через вышеописанные переживания.

Университетская жизнь, к сожалению, требовала своего, появилось много новых отвлекающих факторов, поэтому после поступления на медицинский факультет я прекратил исследования даосских и буддийских медитаций. Моя интернатура в Соединенных Штатах и соответствующее место проживания еще более отдалили меня от моих исследований. Мой интерес возобновился спустя несколько лет после этого, когда я уже занимался частной практикой. Хотя я и использовал каждое имеющееся современное медицинское средство, многие из моих пациентов все еще страдали от болезней, а некоторые даже умирали.

Однажды я вспомнил опыт Учителя Яна и советы, которые давали многие встреченные мною даосские и буддийские посвященные и учителя. Я подумал: "Если больной исчерпал все формы доступной медицинской помощи, то он должен как минимум иметь право испытать некоторые безопасные умственные методики вроде медитации". Я предпринял новое паломничество к учителям йогической, даосской и буддийской медитации, а также познакомился с программами по биологической обратной связи и уменьшению стрессов.

Мантэк Чиа - один из учителей, которых я встретил в своем новом поиске. Он может воспроизвести все то, что мог делать Учитель Ян, и поднимается существенно выше этого, делая также то, что могут делать даосские посвященные. Он сам является даосским посвященным, но он не включает в свои программы никаких даосских ритуалов или религиозных и философских воззрений. Обратившийся в христианство, он является "делающим", а не "говорящим". Он преподает своим студентам прочные практические знания без какой-либо "высокой" философии.

Я брал интервью у многих из его студентов и установил, что более пятидесяти процентов из тех, кто вложил разумно достаточные усилия в свою практику, открыли свои каналы при заметном оживлении всех процессов в теле и улучшении здоровья. Остальные также открыли свои каналы и улучшили здоровье, не ощущая, возможно, заметного оживления процессов. Очень малое число из них потерпело неудачу. Я не обнаружил в них никаких побочных эффектов, хотя все они были подготовлены ко встрече со всеми видами возможных необычных ощущений в теле. Его студенты принадлежат практически ко всем слоям, социальным группам и расам общества.

Мантэк Чиа является, в конце концов, одним из немногих живых наследников великой даосской традиции. Он преуспел в расшифровке классических писаний. Он пишет даосскую эзотерическую энциклопедию простым английским языком, доступным каждому, раскрывая в виде простых, но надежно обоснованных шагов все то, что было секретом в течение многих веков. Многие даосские учителя и посвященные могут не соглашаться с тем, что он так легко отдает свои эзотерические знания.

Если эти знания используются для улучшения здоровья и исцеления болезней, то это оправдывает их широкое распространение. К счастью, Чиа отказывается учить кого-либо высшим уровням медитаций, могущим привести к появлению паранормальных способностей, пока учащийся не сможет показать себя послушным закону и заслуживающим доверия гражданином, желающим бескорыстным и благородным образом служить человечеству и использовать свои эзотерические знания в помощь нуждающимся в них.

Я желаю Мантэку Чиа всяческих успехов в его благородной деятельности.

12. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МИКРОКОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТОЙ

ЧИА: Когда я в первый раз приехал в Соединенные Штаты, я практиковал акупунктуру. Со временем я обнаружил, что многие из моих пациентов направлялись ко мне врачом, интересующимся цигун. Всякий раз, когда он имел проблематичного больного, не поддающегося обычной западной медицине, он посылал его ко мне.

Многие из них хорошо отзывались о том, что я предлагал им. Сейчас я проживаю в этой стране уже четыре года, и прошло уже два года с тех пор, как я встретил этого врача. Он беспокоился о том, как реагировали на меня те, кого он присылал ко мне. Он просил разрешения взять интервью у моих студентов, половина из которых была его пациентами. Я согласился, и со временем он опубликовал книгу под названием "Отчет Национального центра анализа и синтеза информации о медитации и релаксации и о связанных с ними методах лечения". Его целью было заинтересовать американскую медицинскую общественность проблемами медитации в связи с физическим и умственным здоровьем нации.

Отчет рассказывал о людях, у которых в течение многих лет были головные боли, которые болели астмой и многими другими заболеваниями, такими, как аллергии, бессонница, повышенное кровяное давление, язва желудка, запоры, сердечные болезни, геморрой, хроническое переутомление, избыточный вес и боли в нижней части спины. Доктор Янг считает, что эти методы должны преподаваться врачам в течение десяти-двадцати лет как часть их общего медицинского образования. Это является великой возможностью создать предупреждающую болезни медицину и средством для реализации потенциальных возможностей человека.

Я предложил провести семинар на ежегодном конгрессе американской ассоциации врачей-целителей, проводимом в городе Ла-Кросс, штат Висконсин. Туда прибыли многие врачи, сестры и профессионалы в области целительства.

На этом семинаре была сестра, которая в течение четырех лет практиковала медитацию успокоения ума. Она сообщила, что недавно ощутила тепло в голове, особенно в области нёба. Иногда во время практики ее язык, как казалось, автоматически поднимался и касался нёба, и в это время по нему как будто пробегал электрический ток. Это очень пугало ее. Во время семинара она узнала, что язык действует как мост, который соединяет два канала, входящих в состав Микрокосмической Орбиты. В ту ночь она снова практиковала и почувствовала так много энергии, что продолжала практиковать всю ночь без сна и все же чувствовала себя очень энергичной на протяжении всего следующего дня.

За время трех семинаров четыре участника успешно завершили Микрокосмическую Орбиту, а некоторые другие сообщили о том, что чувствуют в себе возможности сделать то же самое в самом ближайшем будущем. Один врач в течение десяти лет практиковал трансцендентальную медитацию и уже начал ощущать во время медитации тепло и свет в голове. Узнав, как должна течь энергия, и о том, что язык нужно прижимать к нёбу, он уже во время этого тренировочного периода в Ла-Кроссе завершил Микрокосмическую Орбиту. Концентрируясь на пупке, он ощутил свет, текущий по Микрокосмической Орбите.

К концу семинара несколько врачей пришли к выводу, что концепция Микрокосмической Орбиты как непрерывного контура, по которому течет энергия, является более разумной, чем та, согласно которой энергии позволяется течь только вверх к голове, или та, в которой вообще не указывается никакого направления для тока энергии, как это делается в некоторых йогических практиках.

Нижеследующее является отрывками магнитофонных записей во время семинаров по Микрокосмической Орбите в Нью-Йорке, Бостоне, Боулдер-Сити, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Тампе. Участников (здесь они называются "студентами") просили высказаться по поводу своего опыта с Микрокосмической Орбитой. Беседы проводили Мантэк Чиа и инструктор Гюнтер Вейл.

УЧЕНИК: Я практиковал Микрокосмическую Орбиту каждое утро. Каждый день я тратил на это около часа. Я ощущаю тепло, текущее по моему телу. Иногда появляется ощущение холодной энергии. Иногда мне кажется, что мой живот заполнен энергией. Во время практики у меня бывают самопроизвольные движения. Когда они начались в первый раз, я не понимал, что происходит, но понял, что могу прекратить их. Однако, когда я расслабился, они начались снова, и я решил, что они генерируются моим телом, а не являются моим собственным выбором.

ЧИА: Это явление характерно не только для этой системы. Практикующие йогу, дзэн и трансцендентальную медитацию также имеют аналогичные ощущения. Конкретные круговые движения являются специфичными для каждого практикующего и зависят также от места и времени проведения практики. Они, однако, совершаются всякий раз одинаковым образом, когда некоторый участок сопротивляется прохождению потока энергии, а затем открывается.

УЧЕНИК: Что мне делать, если у меня нет и получаса на практику?

ЧИА: С Микрокосмической Орбитой можно работать где угодно, когда угодно, даже в том случае, если у вас есть только одна минута. Вы можете заниматься ею всего лишь полминуты. Просто подумайте об улыбке и расслабьтесь. Я хочу подчеркнуть, что в любое время дня, когда вы найдете хотя бы одну минуту, вы должны улыбнуться и расслабиться "по направлению" к пупку. Сделав это, вы обнаружите, что Микрокосмическая Орбита пришла в движение. Если вы соберете все эти свободные минуты, вы удивитесь, как много времени вы практиковали в течение дня.

УЧЕНИК: Должны ли мы проходить через все органы?

ЧИА: Нет. В этот момент вы должны просто улыбаться, расслабляться и наполнять свое сердце любовью, позволяя любящей энергии распространяться по всей системе. Но вначале, когда вы еще учитесь, вы должны пройти через каждый орган. Это то же самое, что изучение алфавита при обучении чтению. Когда вы практикуете больше, это становится частью вас, и вы можете быстро читать. Аналогично во время практики: когда вы улыбаетесь, все органы и железы наполняются улыбкой и любовью. Тогда вы должны чувствовать, как что-то спускается в живот. Когда вы сможете почувствовать что-то около пупка, начинайте концентрироваться на этом месте, и через мгновенье вы почувствуете, что циркуляция энергии началась.

Освоение Микрокосмической Орбиты имеет большое значение, потому что это учит вас, как позволить уму управлять кровообращением. Обычно единственным движителем крови является сердце. Здесь же мы выполняем даосский цигун. Это означает примешивание энергии к крови и выполняется усилием мысли. Когда это выполняется, сердце уже не должно так тяжело работать. Если ваши руки холодные, то вы должны быть в состоянии направить туда ци, чтобы разогреть их, поскольку ваш ум направляет поток энергии, а кровь следует за ней. Чем в большей степени вы используете ум для направления ци, тем быстрее и легче течет ваша кровь. Если вы идете или занимаетесь активной физической деятельностью, вы можете увеличить темп циркуляции крови, но здесь вы можете сесть и расслабиться, и хотя ваше сердце работает менее напряженно, чем обычно, циркуляция крови будет увеличиваться.

УЧЕНИК: Я родился в Нью-Йорке. Я занимаюсь акупунктурой, а также обучаю людей специальным корректирующим упражнениям, основанным на системе Учителя Оки из Японии. Я даю также рекомендации относительно питания. В течение десяти лет я изучал восточные боевые искусства. Три года я занимался японским стилем карате, потом я занимался шуньрё, а теперь тайцзи. Я занимался также кундалини-йогой. Чем я был действительно восхищен, так это диагностическими возможностями этого метода во время релаксации, когда мы спускались вниз позвонок за позвонком. Я действительно мог распознать, что мне встретится дальше: зажатие, раздраженное место, сплющенное место или сгиб. Я был поражен этим. Потом, когда Учитель Чиа прикасался ко мне рукой, это было подобно тому, как если бы в том месте кто-то зажигал спичку. Еще долго после его прикосновения это место было как бы в огне. Тепло шло в мои легкие, и я мог ощутить его целительное действие. Раньше у меня были кое-какие неприятности с легкими. Этот тренировочный курс сделал меня более расслабленным, так что теперь я гораздо более успешно могу справляться со стрессовыми ситуациями. Сейчас я чувствую себя центрированным, во мне появилось сильное чувство уверенности в самом себе.

УЧЕНИК: Во время сбора энергии у меня бывают трудности со спиральным движением. Обычно я чувствую, что витки спирали пересекаются и искажаются по форме. Мне кажется, что у меня не получается раскручивающаяся спираль.

ЧИА: Все правильно. Так и должно быть вначале. Когда я чувствую, что делаю что-то неправильно, я просто повторяю это снова. Сбор энергии в пупке - очень важная процедура.

Наше тело состоит из двух основных отделов. Один из них содержит сердце, легкие и мозг, а другой - нижнюю часть живота. Тело можно разделить также на холодную и горячую части. Выше пупка - тепло, а ниже его - прохлада или холод. Вот почему так важны Шесть Целительных Звуков и "Слияние пяти элементов". В теле имеются места, где вы без какого-либо вреда можете накапливать энергию. Это, например, область пупка. Если же вы накапливаете энергию в другом месте, это может приводить к неприятным последствиям. Вы можете сравнить концентрацию со сведением в одну точку солнечных лучей при помощи увеличительного стекла. Мы должны прибавить к этому способность осуществлять циркуляцию этого тепла по всему телу. Это будет помогать разогревать вашу кровь и делать вас более сильными и здоровыми... постепенно питая ваше тело, затем душу и, наконец, дух. Каждый достигаемый вами уровень полностью отличается от предыдущего. Ваша настоящая энергия берется из ваших органов... но она пока находится в сыром, необработанном состоянии.

Второй уровень гармонизирует эти энергии в медитации "Слияние пяти элементов", в которой участвуют сердце, почки, печень, легкие и селезенка. Каждый из этих органов производит свой собственный вид энергии, и именно на этом уровне эти энергии смешиваются или, как следует из названия, "сплавляются", а затем распределяются по всему телу, достигая всех его участков, где они необходимы. Поэтому, если вы не соберете энергию в конце каждой практики, вы не сможете узнать, где эта энергия застревает. Если ци собирается в голове или в груди, вы можете попасть в большую беду, потому что ваш мозг очень чувствителен к теплу и у вас могут быть ужасные головные боли и галлюцинации. Когда перегревается ваше сердце, вы начинаете чувствовать, что вам трудно дышать, у вас учащается сердцебиение. В связи с этим у даосов есть правило: голова должна держаться в холоде, а ноги - в тепле.

УЧЕНИК: Почему правая рука должна находиться поверх левой?

ЧИА: Это имеет отношение к инь и ян. Правая рука есть ян, и энергия течет от ян, то есть от правой руки, к инь, то есть к левой руке. Таким образом вы получаете больше энергии.

УЧЕНИК: Имеет ли при этом значение, левша вы или "правша", мужчина или женщина?

ЧИА: Нет. Положение рук одинаково для всех.

УЧЕНИК: Если мужчина, собирая энергию в конце занятия, вращает ее сначала по часовой стрелке, а женщина - в обратном направлении, то почему же не меняется также положение рук?

ЧИА: Поток энергии через руки является одним и тем же. Для мужчины циркуляция энергии начинается с головы, а для женщины - с земли. Направление от ян к инь является одним и тем же в обоих случаях.

УЧЕНИК: Если человек психически неустойчив, может ли он завершить Микрокосмическую Орбиту?

ЧИА: После беседы с некоторыми из приходящих ко мне людей я советую им посоветоваться с психиатром. Они являются "слишком горячими", и с ними сначала нужно провести курс лечения, чтобы "охладить" их. Я сразу же сообщаю им, что они пока не готовы для занятий.

УЧЕНИК: Может ли Микрокосмическая Орбита быть использована в помощь основному медицинскому лечению?

ЧИА: Многие из тех, кто занимается этой практикой, влюбляются в свои органы и самым естественным образом отказываются от дурных привычек. Эти привычки их больше не привлекают.

В Нью-Йорке у меня был студент, который завершил свою Микрокосмическую Орбиту. Однажды он внезапно почувствовал боль в спине, вызванную камнями в почках, и был направлен в больницу. В больнице ему делали инъекцию морфия, который, как он потом рассказывал, ощущался как энергия, внезапно устремившаяся в голову. Он, естественно, был обеспокоен этим и позвал меня, чтобы узнать, возможно ли это. Я рассказал ему, что это явление в настоящее время объяснено, по-видимому, научными исследованиями. Это связано с тем, что тело вырабатывает эндорфины, в которых имеется компонента, подобная морфию. Так же действует и акупунктура, останавливающая боль. Сейчас, во всяком случае, он снимает боль при помощи медитации. Чтобы по достоинству оценить эту возможность, вы должны иметь представление о той боли, которую вызывают камни в почках. Сейчас этот студент не перестает благодарить меня за это.

ВЕЙЛ: Во время проведения семинаров всегда встречаются люди, у которых имеются повреждения в спине, коленках, мошонке. Они утверждают, что, когда они выполняют медитацию "Микрокосмическая Орбита", они чувствуют боль или тепло в этих участках, потому что ци первым делом устремляется к ним, чтобы исцелить их. Иногда это немного болезненно. Это похоже на ситуацию с катушкой сопротивления. Поток электричества встречается с некоторым препятствием, и ему требуется определенное время, чтобы преодолеть его. Но потом он снова продвигается быстро. Если вы будете выполнять эту медитацию каждый день, то вы обнаружите в своем теле множество результатов этой целительной работы. Старые повреждения залечиваются быстрее.

УЧЕНИК: Я получил большую пользу от этой практики. Я пришел сюда три года назад из-за сильных болей в спине. На Тайване и в Токио меня лечили хиропрактики, акупунктуристы и массажисты, но ничего не помогло. Потом подруга посоветовала мне приехать сюда, потому что сама она при помощи этой медитации достигла очень хороших результатов. После того, как я попрактиковал эту медитацию около шести недель, я проснулся однажды утром и почувствовал, как нечто поднимается у меня по ногам.

ВЕЙЛ: У вас будут различные ощущения в различных точках. В некоторых точках не будет вообще никаких ощущений. В некоторых точках вы можете испытывать боль. Со временем все это изменяется. Это зависит от вашего общего состояния здоровья в этот день, от состояния атмосферы, от вашего предыдущего опыта занятий.

УЧЕНИК: Выполняя медитации "Микрокосмическая Орбита" и "Шесть Целительных Звуков", я получаю совершенно новое ощущение жизненности, причем как в физическом, так и в ментальном плане. Я считаю этот подход весьма полезным и жизненным. Мое первое знакомство с медитацией было в йоге, а потом, около восьми лет назад, я изучал тайцзи и различные виды медитации. Многие учителя говорили о потоках энергии, особенно при занятиях тайцзи, но я никогда не чувствовал ее. И на тех занятиях я всегда прижимал язык к нёбу. Но занятия медитацией здесь дали мне ощущение укорененности, что выше всего, что я когда-либо испытывал. То, что я слышал в предыдущие годы, было чем-то чисто концептуальным, а от этих медитаций я приобрел некую органичную связь между собой и землей. Я действительно чувствую себя либо деревом, укорененным в земле, либо волной в океане.

Шесть Целительных Звуков также являются укрепляющими и ободряющими. Выполняю ли я "орбиту" или "звуки", я всегда ухожу с одним и тем же чувством, чувствую, как энергия течет по различным каналам. Это особое ощущение. Вы и не представляете себе все те каналы, которые существуют помимо Микрокосмической орбиты. И все ощущения являются очень ясными и определенными. После занятий я всегда чувствую себя очень хорошо; я ощущаю себя более живым, более спокойным. В течение дня я чувствую в себе больше энергии, больше эластичности, упругости. Я занимался тайцзи-цюанем несколько лет, и все это время меня беспокоили болезненные ощущения в коленях при некоторых движениях. После занятий Микрокосмической Орбитой в течение нескольких недель я обнаружил, что меня больше ничего не беспокоит. С коленками у меня теперь все в порядке.

УЧЕНИК: При занятиях Микрокосмической Орбитой у меня было много новых переживаний. Первые четыре или пять недель я вообще ничего не чувствовал, и это стало беспокоить меня. К шестой или седьмой неделе у меня было ощущение, подобное оргазму, а потом у меня появилось чувство эйфории. По мере продолжения практики я почувствовал подъем энергии. Некоторое время она оставалась в области между бровями. Когда я делал вдох во время практики, это было единственное место, которое я ощущал. Наиболее удивительное переживание случилось со мной недавно, когда я медитировал на работе. Мой язык начал вибрировать. Мои зубы часто застучали друг о друга, затряслась голова, потом затряслось все тело, а руки, как показалось, стали сами подниматься вверх. Затем я понял, что могу управлять этими вибрациями. Мое тело тряслось с большой частотой, а я уменьшил частоту. Теперь это случается всякий раз, когда я практикую. Это начинается после пяти-шести вдохов. В конце подобного занятия я не чувствую совершенно никакой усталости, и именно это меня больше всего изумляет. В конце я привожу свою энергию к даньтяню и вращаю ее, после чего становлюсь очень спокойным, расслабленным и счастливым, а также более сильным. У меня бывали и другие ощущения, например, различные вкусовые ощущения во рту. Это великолепно!

ЧИА: Это очень, очень хорошо. То ощущение, которое вы имели во рту, мы называем нектаром, а ваше ощущение оргазма мы называем "половым актом с самим собой".

УЧЕНИК: В течение трех лет я занимался акупунктурой, а также изучал восточные боевые искусства. Когда вы посылаете в меня энергию, у меня появляется прекрасное ощущение в груди, которое распространяется по всему телу. Это ощущение тепла и холода одновременно. Я ощущаю себя благополучным, основательным, укорененным.

ВЕЙЛ: Каждый из вас должен найти равновесие между тем, чтобы достаточно долго оставаться в одной точке, собирать там энергию, а потом реализовывать появляющееся желание идти дальше, и тем, чтобы мысленно перемещаться от точки к точке вследствие того, что вас что-то отвлекает. Только вы можете знать, что лучше для вас. Ум всегда прыгает с места на место и всегда желает что-то делать, и поэтому если вы дадите ему задание переходить от точки к точке, то иногда он так и будет желать делать. Если вы сидите и решаете, что вы уже покончили с этой точкой и должны переходить к другой, то это может оказаться искусственным. Должно создаться некоторое внутреннее равновесие. Вы должны делать что-либо до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие, когда вы испытываете глубокое удовлетворение от того, что делаете. Поэтому в начале практики, когда вы один дома или на работе, двигайтесь медленно. Выделяйте на каждую точку от десяти до пятнадцати минут. Исчерпайте ее, истощите ее. Иногда энергия будет идти в голову, иногда нет. Иногда я не ощущаю ничего. Иногда я сижу и не ощущаю никакой энергии вообще, но все равно ощущаю пользу от этой практики. Около двадцати процентов практикующих ничего не ощущают во время практики, но благотворное воздействие на них все равно огромно.

ЧИА: Иногда у вас слишком мало жизненных сил или энергии, и поэтому вам кажется, что ваша энергия ничего не делает. Обычно каждый месяц в течение недели или двух у вас наблюдается понижение уровня энергии, но чем больше вы практикуете, тем в большей степени сглаживаются эти колебания энергии.

УЧЕНИК: Как связаны тайцзи и Микрокосмическая Орбита?

ЧИА: Тайцзи-цигун использует принципы Микрокосмической Орбиты и также приводит энергию в движение. Другими словами, к движениям тайцзи он добавляет ци, или внутреннюю энергию, и работает на сухожилиях. При этом ци исходит из внутренних органов и идет к другим частям тела, включая фасции, сухожилия, мышцы и кости. Микрокосмическая Орбита создает ту энергию, которая потом используется в тайцзи. Вы можете себе вообразить, каким счастливым она сделает вас!

ВЕЙЛ: Когда вы занимаетесь на первом уровне этой системы, вы начинаете управлять движением своей энергии, открывая основные каналы. Сохраняя энергию и направляя ее по каналам, вы начинаете организовывать баланс энергии, но вы еще не много можете получить из этого. Когда вы подвергаетесь внешней атаке со стороны факторов, которые воздействуют на вас эмоционально, вы просто реагируете на это так, как вас учили. Вот почему для вас необходимо выполнять первую часть "Слияния пяти элементов" - вы овладеваете средствами преобразования энергии своих эмоций, в том числе гнева. Когда вы находитесь в присутствии кого-то, кто гневается, вы можете ввести этот гнев в себя и использовать, или вы можете использовать свой собственный гнев, отняв у него энергию. Гнев может быть преобразован в нейтральную энергию или путем возврата его тому органу, откуда он исходит (печень), или путем смешивания его с эмоциями других элементов до тех пор, пока ни одна конкретная эмоция не будет преобладающей.

УЧЕНИК: Я хиропрактик и учусь "Целительному прикосновению". Это упражнение является весьма мощным. Энергия начинает двигаться вверх вдоль моей спины, как будто ее гонят мехами. Когда она доходит до основания черепа, все мое тело начинает содрогаться. Затем энергия идет в голову, опускаясь на уровень края волос и ниже, в переносицу, где она ощущается довольно болезненно. Наконец создается ощущение, что энергия прошла. Она опускается к пупку, создавая огромные количества энергии белого света. Очень мощное упражнение.

ЧИА: Хорошо. Продолжайте заниматься этой практикой каждый день. Если вы не будете делать этого, вся энергия поглотится другими органами. Просто расслабьтесь в области пупка и, когда вы почувствуете, что пупок активизирован, спускайтесь к следующему центру, либо к "дворцу спермы", либо к "дворцу яичников", а потом к промежности и к копчику. Это все, что нужно делать. Оставайтесь там до тех пор, пока энергия не "выстрелит" вверх. Просто поддерживайте работу "помпы", "качающей" энергию вверх. Копчик подобен помпе, проталкивающей энергию вверх; и не забывайте - в верхней части позвоночника имеется еще одна помпа. Расслабьтесь и "улыбнитесь в пупок" - вся эта система придет в движение.

УЧЕНИК: Почему вы никогда не даете нам каких-либо предварительных дыхательных упражнений?

ЧИА: Поскольку вы, возможно, будете слишком полагаться на них. Дыхание важно, тем не менее, для достижения релаксации путем правильного использования диафрагмы. Если обращать внимание на дыхание, то это отбирает внимание и энергию от ума, что способствует утечкам энергии и отвлекает от медитации. Мы стараемся добиться в конечном счете стопроцентного использования силы ума, а отвлечение внимания на дыхание препятствует этому. Кроме того, на многих более высоких уровнях дыхание уже не имеет такого большого значения. Мы не без причины придерживаемся принципа полного всеприятия - ум должен быть свободным.

Мне хотелось бы, чтобы кое-что вы очень хорошо понимали. То, что вы практикуете сейчас, - это "внутренняя алхимия". Пища, которую вы поглощаете, участвует во "внешней алхимии". Сегодня многие люди считают, что только за счет правильного приема пищи тело можно привести в гармонию. Это не так. Если тело не подготовлено, ваши органы не смогут работать совместно должным образом и вся эта хорошая пища будет израсходована зря, потому что она не будет правильно использоваться. Общеизвестно, что при наличии стрессов пищеварение и усвоение пищи затрудняются, а при чрезмерных стрессах пища вообще может полностью потерять свое значение. Большее значение, следовательно, имеет совершенствование "внутренней алхимии". И нет никакого преувеличения в том, что если "внутренняя алхимия" сбалансирована, то внешняя сама позаботится о себе. На высшем уровне, когда наше тело сбалансировано совершенным образом, мы можем обходиться очень небольшим количеством пищи или без пищи вообще.

УЧЕНИК: Важно ли для мужа и жены медитировать вместе?

ЧИА: Когда вы практикуете как семья, вы все изменяетесь, вы становитесь более гармоничными. У меня была ученица, которая рассказывала, что когда она утром концентрировалась на своем пупке и ее муж двигал своей ногой, то она чувствовала, как в него текла энергия по ее собственной ноге. Она заметила, что за короткое время их общее здоровье улучшилось и он больше не страдал от частых головных болей и простуд. Другой мой ученик, Ричард By, при помощи даосской йоги избавил себя от аллергии. Когда его жену стало беспокоить то же самое, она попросила его научить ее методу, который мог бы помочь и ей. Она завершила свою Микрокосмическую Орбиту всего лишь за один день! Ее муж пришел ко мне, довольный ее достижением, но и озадаченный, поскольку на то, чтобы добиться этого, у него ушло несколько месяцев. Я объяснил ему, что в этом нет ничего необычного, что их энергии текут в согласии друг с другом, поскольку они живут вместе, и что пребывание рядом с практикующим вполне может привести к таким результатам.

13. ИНТЕРВЬЮ С ТРЕМЯ ПРАКТИКУЮЩИМИ ДАОССКУЮ ЙОГУ

Лоуренс Янг, доктор медицины

ИНТЕРВЬЮ С НЕКИМ "С"

ЯНГ: Мне хотелось бы провести тщательное исследование людей, занимающихся медитацией. Это рискованное предприятие, которое может повлечь за собой множество последствий. Если вы принимаете наркотики в течение месяца или около того, это может быть довольно безопасным делом, но если вы принимаете их в течение пяти лет, все будет гораздо хуже. Поэтому в медицинских кругах очень хотели бы побольше узнать о тех людях, которые достаточно долго медитируют. Нам интересно знать, кто эти люди, какова природа их проблем, как они справляются со своими проблемами или как избавляются от них. Мне также хотелось бы знать, как вы пришли к практике под руководством Учителя Чиа - были ли у вас какие-либо проблемы со здоровьем, которые толкнули вас на это, или это была простая любознательность.

С: Это была комбинация всего этого.

ЯНГ: Расскажите мне о ваших проблемах со здоровьем.

С: Около шести лет тому назад я повредил спину, и с тех пор мне было трудно сидеть и в особенности лежать. Я целую ночь мог не спать, особенно болезненной была шея. После того как я пришел практиковать к Учителю Чиа, боль почти сразу же ослабла. Чтобы проверить эту зависимость, две или три недели назад я стал несколько небрежным в своей практике. Мне казалось, что в ней слишком много различных предписаний. Все эти предписания нужно было выполнять - их лучше было бы назвать упражнениями, - но у меня была напряженная ситуация со временем, и я стал искать выход из нее. Я сократил число повторений, которое было предписано в каждой из медитаций, и вполне определенно мои шея и спина снова стали болеть.

Я не вполне уверен, может быть, это было просто случайностью. Здесь могли принять участие какие-то другие факторы, но очевидно то, что многие годы я пытался что-то предпринять и ничто не помогало. Это более чем совпадение, что, когда я начал заниматься этой практикой, мне стало легче. Раньше я прибегал к обычному ортопедическому лечению с горячими примочками, анальгетиками и средствами для расслабления мышц, от которых я ходил как в столбняке. Я ходил к хиропрактику. Это несколько ослабляло боль, но давало весьма преходящий эффект. Потом я ходил к акупунктуристу - это мне вовсе не помогало. Потом я занимался траволечением, что немного помогало мне. Эта практика, как мне кажется, дала мне нечто более серьезное.

ЯНГ: Каков был диагноз?

С: Мне сказали, что у меня сильный мышечный спазм - особенно в верхней части спины, включая шею и подлопаточную область. Было обнаружено также, что на некотором участке в нижней части спины расстояние между позвонками меньше нормального. Все выглядело так, как будто из-за удара или разрыва места крепления мышцы возникло некоторое постоянное нарушение работоспособности всего тела. Почти две недели после своего падения я не мог поднять голову. Ничего не получалось. Казалось, что, когда я хотел поднять голову, к ней не поступало совершенно никаких сигналов. Когда сразу после падения я пытался встать, я не мог. Когда я переворачивался, моя голова просто болталась. Постепенно, через две недели, сила возвратилась в мышцы шеи, но в ней остались какие-то щелканья, скрипы, постоянные боли. На многие месяцы моя голова осталась искривленной в одну сторону, а одно плечо - сморщенным и приподнятым по сравнению с другим. Врачи страховой компании согласились, что это был спазм целой области.

ЯНГ: Что предложил вам Учитель Чиа для исцеления этого?

С: Он прежде всего просил меня расслабить область между глазами и вокруг них. Одно только это помогло исцелить все. Все ощущения потоков тепла и энергии пришли сами собой. Мне было предписано множество упражнений, предназначенных для открытия различных энергетических каналов. Наиболее расслабляющей мне показалась, например, медитация "Шесть Целительных Звуков". Ее предлагается делать в конце дня, поскольку она способствует хорошему сну. Если я потянусь вполне определенным образом, что дает мне возможным каждый раз почувствовать благотворный результат, то я определенно чувствую, что мои мышцы стали более гибкими. Мое сердце бьется совсем по-другому. На самом деле. Другой моей любимой медитацией является "Успокоение", хотя действует она по-другому. Она заключается в том, чтобы пристально смотреть на рисунок спирали до тех пор, пока глаза не начнут слезиться, а затем закрыть их и вращать определенное число раз сначала в одном направлении, потом - в другом. Это создает ощущение умиротворенности, покоя, мягкости, комфорта. И снова область вокруг глаз оказывается весьма важной.

ЯНГ: Дает ли Учитель Чиа вместе с медитацией еще и другие упражнения на расслабление?

С: Я очень напрягался в попытках работать с Микрокосмической Орбитой, и мне пришлось потратить много усилий, чтобы научиться позволять ей "случаться" самой. В этом большое отличие. Стремление сделать что-то вмешивается в процесс и мешает ему. Сначала я должен был научиться расслабляться.

ЯНГ: Основной целью моих исследований является ощущение Микрокосмической Орбиты. Это ведь ощущение энергии? Конечно, это не доказано, и это еще будет обсуждаться в медицинских кругах. Скажите, пожалуйста, вы действительно что-то ощущаете или это нечто воображаемое? И нет ли каких-либо побочных нежелательных результатов вашей практики?

С: Я занимаюсь с Учителем Чиа уже шесть месяцев. Я могу заставить энергию течь по Микрокосмической Орбите и пока не наблюдал каких-либо болезненных явлений. Во время занятий другими испытанными мною духовными практиками я ощущал много тепла в животе и звон в ушах. Учитель Чиа сказал, что после занятий с ним ощущение тепла в животе и звон в ушах пройдут. Он сказал, что это тепло является избыточным. Он посоветовал мне подмешивать к нему холодную энергию и таким образом охлаждать полость живота. Я думаю, что это позволило мне избежать многих побочных эффектов.

ЯНГ: Осталось ли тепло?

С: По своему желанию я могу произвести его.

ЯНГ: Энергию вам дал Учитель Чиа или вы сами получили ее?

С: Я не знаю. Он сказал, что я получил ее, просто пребывая в его центре.

ЯНГ: Он не сделал это каким-либо бросающимся в глаза образом?

С: Нет.

ЯНГ: Просил ли он вас поднимать тепло из Даньтяня (нижняя часть живота) вдоль позвоночника?

С: Да.

ЯНГ: Думаете ли вы, что используете для этого свой ум и что поэтому она поднимается? Можете ли вы понять, является это плодом воображения или нет?

С: Этот подход включает в себя ведение энергии в любое место, куда пожелаешь. Это делается мысленно, поскольку все виды психологических эффектов имеют своим происхождением то место, куда направлена мысль.

ЯНГ: А как вы чувствуете это?

С: Мне был предложен некоторый метод, и я установил, что мне нетрудно выполнять его. Я могу почувствовать тепло в животе, и если я думаю о том, что оно идет в спину в точку Минмэнь, то оно туда и идет. Когда я думаю, что оно поднимается по спине, оно так и делает.

ЯНГ: Если вы не будете пытаться вести его, будет ли оно подниматься и течь само?

С: Иногда это происходит.

ЯНГ: Не говорит ли это о том, что ваше воображение не так уж и необходимо?

С: Ну, в самом начале я делал кое-что, что потом стало делать не обязательно. После того как каналы были открыты, я позволял теплу течь самому и не думал о точках, лежащих на его пути.

ЯНГ: Тогда это означает, что вы не должны вести его все время?

С: Я только позволяю ему подниматься, а энергия все время, кажется, кружит около его потока.

ЯНГ: Как долго вы практикуете?

С: Около шести месяцев.

ЯНГ: Сколько минут в день вы практикуете?

С: Около сорока пяти минут каждый раз, два раза в день. Мне говорили, что я не должен совершать столько витков по орбите, сколько делаю я. Первоначально меня просили делать это по сто раз, но я всегда сбивался со счета.

ЯНГ: Как насчет протекания этого во времени? Как долго длится цикл? Секунду? Минуту?

С: Я не могу сказать. Длительность каждый раз различная: но это не измеряется в секундах, потому что я должен зрительно представить себе "станции" вдоль пути. Хотя в конечном счете мне нужно мысленно прикасаться только к четырем точкам - к пупку, к промежности, к области поясницы и к макушке головы.

ЯНГ: Каков результат?

С: Это расслабляет, и ощущается тепло.

ЯНГ: Это помогает вашей спине?

С: Да. Я довольно долго могу комфортно сидеть в полулотосе.

ЯНГ: Ваши мышцы расслабляются. А Учитель Чиа не сказал вам или вы сами не установили, что вы исцелили свою спину?

С: Нет, хотя он и говорил, что практика исцелит ее.

ИНТЕРВЬЮ С ДЭНОМ

Дэн - молодой фотограф, который в течение восьми лет усердно практиковал многие различные эзотерические методы как самостоятельно, так и под руководством учителей. После всего только двух месяцев занятий с Учителем Чиа, концентрируя внимание только на пупке и не перенося его на другие точки, он добился автоматического циркулирования энергии ци по Микрокосмической Орбите.

ЯНГ: Я знаю, что вы занимались с Учителем Чиа около двух месяцев. Мне хотелось бы знать, почему вы пришли сюда в первый раз и что вы открыли для себя с тех пор.

ДЭН: Я узнал об Учителе Чиа из журнала "Фри спирит" ("Свободный Дух"), купленного в магазине здоровой пищи. Я позвонил ему, и он прислал мне один из своих буклетов, в котором рассказывается все о Микрокосмической Орбите. После прочтения этого буклета при наличии опыта занятий с более чем сорока учителями его система показалась мне весьма привлекательной, но я не был уверен в этом и приехал к нему. После того как он объяснил мне, как работает энергия, это показалось мне довольно логичным и я попробовал. Он сказал, что мне нужно концентрироваться на точке, расположенной на глубине полтора дюйма на уровне пупка, и почувствовать тепло - не концентрироваться ни на какой другой точке, забыть о дыхании, забыть о насильственном вызывании чего-либо, а просто сконцентрироваться на тепле в области пупка.

ЯНГ: Сказал ли он вам, что вы должны заставить себя почувствовать тепло, создать тепло или просто концентрироваться и ощущать то, что ощущается?

ДЭН: Сначала он научил меня дыхательным упражнениям, направленным на расслабление, и тому, как получить энергию в области пупка.

ЯНГ: Так тепло пришло к вам само по себе или вы создали его в своей голове?

ДЭН: Я в действительности не ощущал много тепла в области пупка. Тепло ощущалось в других точках, а пупок был только чуть-чуть теплым. Я ощущал много "активности" на концах позвоночника, на спине в области почек, вокруг лопаток и особенно в голове. Мне казалось, что моя голова расширяется, что она наполнена этой самой активностью. Мой лоб и кончик носа как бы немели. Когда я прижимал язык к нёбу, мне казалось, что в месте их контакта как бы проходил заряд электричества.

ЯНГ: Вам не кажется, что это ощущение было каким-то образом внушено вам во время концентрации на пупке?

ДЭН: Нет. Последние два года я медитировал сам. До того, как прийти сюда, я уже видел нечто желтое в межбровье и иногда концентрировался на этом часами. Когда Учитель Чиа просил меня концентрироваться на пупке, я снова видел там свет, но Чиа сказал мне не обращать на него никакого внимания и настаивал на том, чтобы я концентрировался на пупке. В течение двух дней желтый свет появлялся то тут, то там, но я не обращал на него внимания, я просто продолжал концентрироваться на пупке и прижимал язык к нёбу. Я не знаю точно когда, но я начал чувствовать энергию. Мои лоб и нос немели, я чувствовал себя так, как если бы моя голова расширялась, но он говорил мне, что нужно просто концентрироваться на пупке. Внезапно я ощутил нечто, что показалось мне вибрацией на концах позвоночника, в спине и между лопатками, а спустя некоторое время показалось также и очень теплым.

ЯНГ: Когда вы почувствовали это?

ДЭН: В воскресенье, пятнадцатого февраля 1981 года - последний раз, когда я был здесь.

ЯНГ: Значит, в течение десяти дней вы ничего особенного не чувствовали?

ДЭН: Я начал чувствовать энергию во время моего пятого занятия.

ЯНГ: Остальные десять дней вы чувствовали только немного тепла в пупке?

ДЭН: Дело в том, что иногда я чувствовал, что энергия как бы ударяет в мой язык, и тогда я не мог удержать его на одном месте. Он просто сдвигался с места сам собой. Я никогда раньше не испытывал этого.

ЯНГ: Расскажите подробней об языке.

ДЭН: Я не мог удержать его на одном месте. Он просто двигался. Это никогда не случалось со мной раньше. В книгах, которые я читал, - "Таинственная Кундалини", "Чакры", - писалось, что энергия поднимается вдоль позвоночника к макушке головы, но Учитель Чиа говорит о прохождении всего пути и о завершении всего кругового маршрута.

ЯНГ: Вы просто концентрируетесь на пупке, а эта энергия устремляется вверх вдоль позвоночника?

ДЭН: Первым местом, где я почувствовал что-то, была спина.

ЯНГ: Как это проходило от пупка к спине?

ДЭН: От пупка это шло вниз к "дворцу спермы", а оттуда к точке, расположенной между моим анусом и яичками. Он называет это промежностью.

ЯНГ: Думаете ли вы, что действительно ощущали это, или это было вызвано тем, что он сказал вам об этом?

ДЭН: Я чувствовал это, но вначале не был уверен, что это так. Я начал ходить, потому что сидел слишком долго, а когда снова сел на место, я снова почувствовал это. Сейчас я пытаюсь понять все это, потому что знаю, что реально.

ЯНГ: Все это время вы не концентрировались на точке на спине?

ДЭН: Нет, только на точке в области пупка. Тогда энергия идет вверх вдоль позвоночника и далее по всему круговому пути.

ЯНГ: Как вы думаете, сколько времени длится один цикл?

ДЭН: Я не могу этого точн