Духовные знания, духовное развитие – для чего это нужно? Где и у кого следует учиться, чтобы их обрести, эти знания и приступить наконец к
этому самому развитию? И что, в конечном счете, они практически могут дать самому развивающемуся, а не тем, кто с ним по работе или в быту имеет дело? Какой бонус ждет человека в результате этого развития, причем, желательно, в этой жизни, а не в следующих? И будет ли этот бонус получен молодости или в зрелые годы, когда силы не иссякли, а приобретенные знания, информацию, навыки можно трансформировать в реально ощутимую пользу для себя и своих близких?
Поставленные таким образом вопросы, если не вызовут желания отмахнуться от очередного занудного нравоучения по поводу того, как и во имя чего следует жить, то упрутся в стену вязкого непонимания, по причине того, что само понятие духовности чрезвычайно размыто. Если рассматривать сугубо христианское, а точнее православное понимание духовности, то многих людей, особенно молодых, даже считающих себя православными христианами, оно не удовлетворяет. Происходит это даже не потому, что молодых людей не устраивает собственно само православное понимание духовности и духовной жизни. Вызывают недоумения ограничения на любые «вольнодумные» попытки осмысления окружающего мира, своего места и роли в нем, которые мягко, но, тем не менее, последовательно проводят православные богословы.
Почему это происходит и только ли православной церкви это свойственно? Конечно, нет. Не стоит, как это часто принято в различных неформальных обсуждениях, тех в избытке встречающихся в интернете, да и не только там, рассматривать церковные организации как бизнес-структуры или институты государственной власти.
Если бы это было так, то мы были бы вынуждены признать неэффективность или неконкурентоспособность этого сегмента бизнеса и уж тем более полную некомпетентность священников как «пиар-менеджеров» на службе государства.
Поэтому, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов, идею о том, что в нашей стране церковь служит инструментом государственной идеологии, мы не рассматриваем. И не потому, что эта идея цинична, а потому, что она наивна. Государство прагматично и в своей деятельности оно стремится использовать эффективные рычаги власти. Церковь, если рассматривать ее в этом качестве, таковыми в настоящее время не является.
Так почему же православное понимание феномена духовности не находит широкого отклика в массах? А если отчасти в некоторых слоях общества и находит, то исключительно на уровне разговоров и формального соблюдения обрядов? Приблизительный ответ нам видится в том, что церковь отвергает:
1. Либерализм (лат. liberalis — свободный), то есть идею о том, что высшей ценностью общества является свобода действий для каждого в рамках существующего в этом обществе закона. А также свободный обмен политически значимой информацией и ограничение власти государства и церкви, верховенство права и частной собственности. Надо полагать, церковь не может безболезненно принять мир, в котором, с ее точки зрения, преобладает некритичное отношение к «греховным» проявлениям культуры, попустительство заблуждениям, некая нечеткость в определении духовных понятий, отсутствие нравственных критериев в искусстве и частной жизни.
2. Эклектизм, то есть, опять же, с точки зрения самой церкви, беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, и даже противоположных духовных учений.
3. И, наконец, экуменизм, движение за формальное объединение не только различных христианских конфессий, но и других религий.
То, что церковь пытается отстоять свое понимание истины и те морально-нравственные ценности, которые на протяжении многих веков служили духовными идеалами, хоть и недостижимыми для подавляющего большинства мирян, но, по крайней мере, понятными простому, не обремененному знаниями человеку, ни в коей мере нельзя ставить ей в упрек! Любая позиция, а тем более претендующая на то, чтобы играть роль главной идеологии, призванной вести людей к некой абсолютной нравственности достойна того, чтобы ее упорно и последовательно отстаивали.
Много слов уже сказано о том, что мы живем в особое время. Всякое время особое, и нет необходимости снова повторять то, что уже неоднократно по этому поводу было сказано в популярной литературе, посвященной духовным вопросам.
Если время, в котором нам выпало жить в чем-то и особое, то эта «особость» состоит в том, что теперь нашему современнику, обладающему пытливым умом, здоровой любознательностью и минимумом свободного времени ничто не может помешать познакомиться с различными вероучениями, конфессиямии деноминациями, духовными школами, , учителями. И глубина этого знакомства зависит только от желания, интеллектуальных и творческих способностей. Если время позволяет – почему бы и нет?
Для поверхностного знакомства даже не нужно даже выходить за порог своего дома. Достаточно щелчков мыши по экрану монитора.
И что видит этот наш гипотетический современник, если, конечно, он, хотя бы в минимальной мере наделен аналитическим способностями? К какому он приходит выводу, если он не глуп? Он видит, что все религии, все духовные школы, все учителя, зовут к одной цели, но предлагая для этого различные средства. Все идут в одно место, но разными дорогами и тропинками. И он начинает сопротивляться попыткам, навязать ему единственно «правильную» дорогу», он хочет познакомиться с другими путями, хотя бы из любопытства и чувства протеста. И чем настойчивее для него звучат попытки заставить его маршировать «в едином строю» да еще и надев на глаза шоры, тем активнее, а возможно и агрессивнее, будет он сопротивляться этим попыткам.
Здесь может справедливо прозвучать возражение: все ли конфессии, духовные и эзотерические школы, отдельные учителя ведут человека по духовному пути? Как различить пророков и лжепророков, учителей и лжеучителей, учения и лжеучения? Справедливости ради надо признать, что такая опасность действительно может подстерегать того, чей внутренний опыт недостаточен, и кто движим желанием достижения результата в кратчайшие сроки с минимумом затрат.
Как научиться ориентироваться на «духовном рынке» среди множества «духовных продуктов»? Задача осложняется еще и тем, что «товар» заворачивается, по возможности, в привлекательную «упаковку».
Менеджеры духовных и психологических центров, магических и околомагических школ, целители, в условиях обострившейся в последнее десятилетие «охоты за душами» все лучше овладевают тем, чего так не хватает представителям официальных конфессий – умением работать с людьми, привлекать новых адептов.
Как не сведущему человеку выбрать то направление, тот путь, который нужен нужно именно ему? И какие его подстерегают опасности в том случае, если выбор будет ошибочым?
Во-первых, неправильный сделанный выбор может увести человека с прямого пути поступательного развития своей Души и своего Духа, сделать его сильной, но послушной марионеткой неведомых и незримых сил или морально нечистоплотных людей.
Во-вторых, ошибка может привести к тому, что неверно выбранная тропа не приведет к цели – духовному совершенству, свободе, гармонии, целостности и самодостаточности. И произойти это может вовсе не потому, что дорога ведет не туда, а потому, что эта дорога не подходит для того, кто на нее ступил.
Может быть, ему предложили проехаться с ветерком по хорошей автостраде, в то время как ему больше подходит неторопливая пешеходная прогулка по горной тропе с рюкзачком за спиной? Как знать…
В результате можно без пользы для себя потратить время и деньги, не достигнув результата, не сделав того, что можно было бы сделать, если бы изначально был выбран другой путь…
Исчерпывающего ответа на вопрос о том, как безошибочно выбрать свою тропу духовного развития, нет. И если на вашем пути встретился человек утверждающий что он этот путь однозначно знает, – поблагодарите этого человека и разворачивайтесь на 180°! Он лукавит, хотя, возможно, делает это не из желания обмануть, завлечь в свои сети, а всего лишь добросовестно заблуждается.
Итак, универсального пути, который подходит для всех и для каждого, нет и быть не может.
На что же следует обратить внимание, выбирая своего «проводника» и свою "дорогу"?
1. Если духовная школа, которая вас заинтересовала, невелика и есть возможность лично познакомиться с ее руководителем, увидеть и послушать его, постарайтесь использовать эту возможность. Лично поговорите с этим человеком, задайте ему несколько уточняющих вопросов. Даже не столько важно, что именно он будет вам говорить, а как он это будет делать. Терпение, благожелательность, прямые ответы на вопросы, говорят в пользу этого человека и этой школы. Так же в его пользу говорят благожелательные отзывы о других школах и других направлениях. Если же этот человек раздражается на того, кто задает, с его точки зрения, глупые, неуместные, провокационные вопросы, старается быстрее свернуть разговор, или, напротив, говорит долго и в то же время ни о чем - задумайтесь!
Также задумайтесь, если он уходит от ответов на прямые вопросы, запутывает вас, отвечает не на тот вопрос, который был задан. Возможно, учение, которое он представляет, великолепно, но будет ли именно он хорошим проводником на этом пути?
2. Постарайтесь получить хотя бы минимум информации о личности руководителя. Если в его прошлом были психические заболевания или серьезный криминал - это повод насторожиться. Также не говорят в пользу этого человека многочисленные разводы, запутанные отношения со многими женщинами (в том случае, если духовный лидер – мужчина).
Напротив, если этот человек сумел разрешить серьезные проблемы, налагавшие на него большие ограничения, например, победить болезнь, считающуюся неизлечимой, получить образование при полном отсутствии поддержки семьи, это говорит решительно в его пользу.
Если в прошлом этого человека были алкоголь и наркотики, это тоже, скорее, аргументы «за» нежели «против», поскольку в данном случае зависимости, от которых удалось избавиться - очень серьезные и успешно разрешенные проблемы. Но только если они действительно в прошлом, и с момента избавления от зависимости прошло несколько лет! Если же вам стало известно, что этот человек химически зависим в настоящее время – благодарите и прощайтесь!
При сборе информации ориентируйтесь не на то, что вам было сказано во время презентационной встречи, а на то, что вы узнали от людей не заинтересованных.
3. Обратите внимание на то, как выглядит этот человек и его ближайшее окружение. Насторожить могут как чрезмерный эпатаж, так и излишне строгий деловой стиль. Обилие тату, пирсинг где-либо, кроме ушей, злоупотребление украшениями, демонстративность, подчеркнуто этническая одежда, особенно не по сезону, говорят о желании привлечь внимание не столько к своим идеям, сколько к самому себе. Это понятно и вполне допустимо в наши дни, но несколько странно для того, кто претендует на роль духовного Учителя, даже в скромном масштабе.
Излишне строгий деловой стиль говорит о том, что человек хочет подчеркнуть свою серьезность и серьезность происходящего во время презентационной встречи. Такой имидж, как бы, означает: «Раз я такой строгий и серьезный, значит все, о чем я говорю – серьезно и значимо для любого из здесь присутствующих! Такой как я просто не может ни обманывать, ни ошибаться!»
4. Поинтересуйтесь, насколько успешными в повседневной жизни являются духовный лидер и его ближайшее окружение. Здесь неуместны слишком завышенные требования, но если у человека или у людей, претендующих на знание того, как и ради чего следует жить в этом мире, не решены основные бытовые вопросы, это тоже должно насторожить. Есть ли у этого человека постоянное жилье? Есть ли у него работа, если его духовная деятельность пока не приносит достаточный доход для нормального существования? Каковы его отношения с собственными детьми, если они есть и собственными родителями, если они живы?
5. Следует внимательно прислушаться к общему впечатлению, которое на вас произвел этот человек. Попытайтесь абстрагироваться от ситуации презентационной встречи. Нравится ли он вам? Убедителен ли он? Ясно ли выражает свои мысли? Умеет ли не только говорить, но и слушать, не только слушать, но и слышать? Не подавляет ли волю? Не пытается ли он манипулировать слушателями? Производит ли впечатление не только умного, но и мудрого человека?
И главное: хочется ли у него учиться и стать в чем-то на него похожим?
Надо иметь в виду, что не всегда знакомство с учением, презентацию проводит его лидер. Все сказанное выше справедливо и в том случае, если вы имеете дело не с самим «гуру», а с его помощниками и учениками.
Теперь о том, что может насторожить не в личности того, кто предлагает некое новое учение, а в самом учении. Наверное, не стоит останавливаться на тех признаках, которые характеризуют тоталитарные секты, такие как ограничение личностной свободы участников, требование разорвать прежние социальные связи, отказ от семьи, отказ от материальных средств (например, в пользу данного направления), серьезные ограничения сна, навязывание жесткого режима дня, многочасовые молитвы и медитации, и другие требованиями в том же духе.
Люди, у которых осталась хоть капля здравомыслия, сразу распознают, что в таких группах что-то, мягко говоря, не так, и от них стоит держаться подальше. Более того, об их деятельности не грех сообщить в правоохранительные органы, не боясь получить ярлык «стукача». Деятельность этих групп, даже если она формально не попадает под статьи УК, может нанести очень серьезный ущерб психическому, да и физическому здоровью рядовых участников, особенно из числа тех, кто присоединился к группе недавно, в надежде спрятаться от социальных и семейных проблем.
Следует обратить внимание и на то, что, на первый взгляд, не столь очевидно:
1. Видимо, не стоит примыкать к группе, учению, школе, если она безапелляционно отвергает и обесценивает весь ваш предыдущий духовный ижизненный опыт. Задумайтесь, если вам мягко, но навязчиво дают понять, что все, чем вы занимались до сих пор, было неправильно, а свои проблемы вы решали не там где надо, не так, как надо, и не с теми, с кем надо было это делать.
2. Сразу же стоит распрощаться, не забыв предварительно поблагодарить за интересную беседу, если вам предлагают ИСТИНУ, а не один из способов решения стоящих перед вами задач. Если, конечно под задачами понимать не только задачи сугубо материальные, «достигаторские», но и задачи, связанные с обретением душевного покоя, творческого поиска, да и утоление духовного голода. Ведь иначе провидение не привело бы вас ко встрече с теми, кто может предложить решение этих задач. Но если вам говорят, что предложенное ими решение является единственно верным, а все что было до них и существует кроме них – ошибка или обман, вы уже знаете что, следует делать.
3. Многие культы накладывают на своих адептов некоторые ограничения и предлагают выполнение определенных практик, как непременных своих составляющих. Иногда сама идея этих ограничений и этих практик и образует идею культа, определяет это направление, этот набор идей. Это нормально. К примеру, последователь вегетарианства семь дней в неделю употребляющий свинину – это абсурд. Таким же абсурдом будет казаться утверждение человека, уверяющего в своей принадлежности к направлению хатха-йоги, но никогда не выполнившего ни одной асаны.
Но если вам говорят о том, что нарушение этих ограничений и невыполнение этих практик в полной мере для вас вредно или опасно, внятно не объясняя причин этого вреда и этой опасности, а только указывают, что нарушение влечет за собой недовольство неких Высших Сил - вам лукавят.
В лучшем случае причина этого лукавства – неумный «педагогический прием» для того, чтобы заставить неофитов заниматься усерднее. В худшем – стремление обрести над адептами контроль через их страх.
Наверняка этот перечень того, на что следует обратить внимание в своих духовных и душевных исканиях при знакомстве с новым учением, новой духовной школой и людьми ее представляющими не полон.
Если вы человек здравомыслящий – это может послужить для вас некой «шпаргалкой». Если нет – любые предостережения, призывы прислушаться к голосу разума, опыт тех, кто успел получить свои синяки и набить свои шишки до вас, будут бесполезны.
Желаем вам найти именно свой Путь!