20 марта 2010 года Солнце вступит в знак Овна, знаменуя тем самым о том, что наступает астрономическая Весна. Наступает сезон Возрождения. Произойдет это по МСК времени в 20:32 вечера.
Церковный календарь, который во многих случаях приспособился к старым языческим срокам молений и празднеств, сильно расшатывал эти сроки в тех случаях, когда церковь применяла подвижной пасхальный календарь, при котором амплитуда колебаний "великого дня" (пасхи) превышала месяц - от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, или от 4 апреля по 8 мая по нашему григорианскому стилю. С пасхой был связан семинедельный великий пост, заглушавший всякую языческую праздничность; от срока пасхи находился в зависимости и троицын день. Приуроченные к троице (или к следующей за ней пятидесятнице) языческие "зеленые святки" тоже получали искусственную амплитуду колебаний. В силу этих причин древние языческие праздники оказались сдвинутыми в ту или иную сторону. Древняя масленица, судя по обильной солярной символике, должна была праздноваться в одну из солнечных фаз - в дни весеннего равноденствия, 20 - 25 марта, а в действительности разгульный весенний праздник встречи весны и солнца отодвинулся на февраль. Троицкие "зеленые святки", колеблющиеся между маем и июнем, очевидно, заменили собой древний ярилин день 4 июня.
Месяц март, являвшийся долгое время началом нового года по церковному счету, открывал собою целую серию разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов 2 мая. С началом марта связана мартовская коляда. Главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия около христианского праздника благовещения (25 марта). К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" (аналогия греческим "комедиям" архаичного времени) - праздник пробуждающегося медведя. Медведь (komos) был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе.
Весенние празднества должны были быть прикреплены к солнечной фазе и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил языческую масленицу за пределы её исконного места в календаре. На масленицу жгли костры, сжигали чучело зимы, скатывали огненное колесо в реку и т. п.
Масленичное обрядовое печенье - блины - удержалось в русском быту до наших дней. Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX - X вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным еще по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.
С весенними праздниками, в значительной мере поглощенными пасхой, связан и культ яиц, как источника жизни.
Масленица - встреча весны, пробуждение природы, весеннее равноденствие. Последний звериный маскарад, горящие костры, горящие колеса, спущенные с горы в честь разгорающегося солнца. Следующие костры - в юрьев день, 23 апреля. Это день первого выгона скота в поле, обставленный большим количеством обрядов и заклинаний. Накануне, 22 апреля, на Руси праздновался девичий весенний праздник ляльник, когда избранную Лялей (Лелей) девушку сажали на дерновую скамью и исполняли вокруг нее ряд весенних заклинательных обрядов (см. ниже). В одном из зольников Вольского городища, на уровне земли, обнаружен "завал глиняных необожженных вальков длиною 4 м и шириною 1,5 м", который вполне может быть истолкован как земляная скамья весенней Ляли.
Составление такого детального и точного календаря, оказавшегося очень устойчивым вплоть до XIX в., было результатом многовековых наблюдений, приведших славянских пахарей Среднего Поднепровья к познанию оптимальных сроков дождей для яровых хлебов. Оформление аграрно-языческого календаря было, несомненно, делом жреческого сословия, тех волхвов-"облакопрогонителей", которые аккумулировали вековые наблюдения над природой и соотносили их с урожайностью своих полей, своей "жизни". Проникнуть в общую годичную структуру дохристианского календаря очень трудно, так как подвижность пасхального цикла церковного календаря смещала сроки праздников в диапазоне 35 дней (пасха праздновалась в сроки между 22 марта и 25 апреля). В зависимости от пасхи сдвигалась древняя масленица и другие праздники на 49 дней до пасхи и на 50 дней после пасхи. Судя по тому, что еще в XIX в. бытовал тайный народный календарь, оберегаемый от духовенства, в древности, очевидно, существовали ежемесячные праздники, отмечаемые по пятницам.
В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников, в которой древние языческие заклинательные и благодарственные моления проступают достаточно явственно. Можно надеяться на то, что этнографы, располагающие огромным фондом записей о праздниках и календарных обрядах, дадут обобщающее исследование об этом важном разделе народной языческой старины, подобное превосходной работе В. И. Чичерова, осветившего зимний цикл обрядов.
В этой работе удастся коснуться лишь основных праздников, с которыми, может быть, связан тот или иной археологический материал. Выбор подсказан календарями IV в.: на одном из них (из Лепесовки) знаками солнечного креста отмечены декабрьско-январские новогодние святки, масленица, как праздник весеннего равноденствия (около 25 марта) , и двойным крестом с добавлением знака воды - комплекс летних купальских празднеств (24-29 июня). На другом календаре того же времени (из Ромашек) тоже заметнее всего знаки июньских празднеств (тоже два креста), громовый знак Перуна или Рода (20 июля) и жатва.
Из трех месяцев, отмеченных на новогоднем сосуде-календаре солнечными крестами, два праздничных срока - зимние святки и купальские обряды - дожили до наших дней на своих местах в годичном цикле. Мартовские праздники весеннего равноденствия, которые должны были проходить 24-25 марта ("комоедицы" - медвежий праздник, масленица), оказались сдвинутыми со своего исконного места церковным великим постом, перемещавшимся в диапазоне от 2 февраля по 24 апреля. Языческая масленица уцелела, но передвигалась в зависимости от великого поста, всегда непосредственно предшествуя ему. Рассмотрим три основных праздничных комплекса: зимние святки (24 декабря - 6 января), купальский цикл "зеленых святок" и осенние праздники Рода и рожаниц (август и начало сентября), посвященные новому урожаю.
Язычество древних славян. Ч.2. Древние славяне. Земледельческая культура праславян. http://paganism.msk.ru/liter/rybakov07.htm
В восточнославянском фольклоре (в сказках и былинах) сохранились разрозненные осколки древнего, индоевропейского мифа о борьбе жизненного, летнего начала с мертвящим зимним, сведу воедино имена и характеристики фольклорных героев, сопоставляя их с наиболее известными нам греческими вариантами мифа. Условность и малая доказательность такого сопоставления материалов, взятых на разных уровнях трансформации первичных мифов, ясна из всего сказанного выше.
Марья Моревна - женщина, похищаемая Кощеем Бессмертным, и находящаяся некоторое время в его (северном?) царстве "на стеклянных горах". Имя её сближается с общеславянской Мореной - Мареной, персонажем обряда проводов зимы, обряда сожжения божества плодородия в его зимней, бесплодной ипостаси.
Положительный герой сказок освобождает Марью Моревну от власти Кощея на весь летний период расцвета природы - от сева злаков до размола зерна и праздника урожая. Это позволяет сближать временную пленницу Кощея с античной Персефоной, временной пленницей Аида-Плутона.
Настасья (Анастасия - "Воскресение") - второе имя той же самой героини, которая именуется Марьей. Возможно, что имя, близкое к Морене ("мор" - смерть), связано с зимним пребыванием Персефоны в аиде, а "Анастасия Прекрасная" - с весенне-летним расцветом, "воскресением" природы.
Фольклорные имена славянской Персефоны представляют большой интерес. Иногда они отражают светлую, жизнеутверждающую сущность богини весны и хлебородных нив. Иногда имя свидетельствует о связи с водой, росой, орошающей поля: "Руса-Руса", "Русая Руса" - русалка, ведающая живительной росой. Под словом "роса" в русской народной речи подразумевались не только капли осевшего тумана, но и сам утренний туман, насыщавший всю растительность влагой ("росный ладан" - смола, создающая при горении видимость тумана). В сказочных именах пленницы Кощея отражена и вторая половина её двойственной жизни - время пребывания в темном царстве смерти: Марья Моревна, Маръя Маръяна или просто Марья. Если снять налет христианского имени Марии, то перед нами окажется распространеннейшее в славянском мире наименование персонажа весенней аграрно-магической обрядности - Марена, или Морена (Магепа у чехов, Maren у словаков, Марена у украинцев, Marzena, Marzana у поляков). Обряд заключался в том, что изготавливали из соломы куклу и затем топили её или сжигали, а горелую солому от Марены разбрасывали по полям. Соломенное чучело олицетворяло зиму (или зимнюю ипостась единого мифического существа?), и сожжение его означало конец бесплодной зимы и начало весеннего возрождения, воскресения природы. Имя уничтожаемого чучела было связано с понятием смерти, зимнего омертвения природы; оно происходит от слова "МОР", от глагола "мрети" - умирать.
В многообразии имен освобождаемой от мертвящего кощеева начала женщины мы видим отражение двойственной сущности славянской Персефоны: один ряд сказочных имен (Марья Моревна, Маръяна) передает зимний период её жизни где-то на стеклянных горах во дворце с хрустальными дверьми (ледовитый Север?), а другой связан с оживляющим началом весеннего расцвета природы: русалка Руса-Руса, Анастасия - "Воскресение".
"Кощуна" о похищении Кощеем женщины и о победе над ним светлых сил
известна нам не только по восточнославянскому сказочному фонду, но и по
севернорусским былинам. Вообще былинные и сказочные сюжеты редко
переплетаются; оба жанра, разновременного происхождения, существуют
самостоятельно и только в очень позднее время, в пору создания лубка, ряд
былинных сюжетов передается в форме сказки. Исключение составляет
известная былина "Иван Годинович", кульминационный пункт которой - смерть
Кощея от своей стрелы - датируется, как увидим далее, временем начала
формирования былинного жанра, т. е. серединой X в. Это заставляет нас
очень внимательно отнестись к этой группе былин. Вариантов былины об Иване
Годиновиче исследователи насчитывают около трех десятков.(Астахова А. М. Былины Севера. М.; Л., 1938, с. 585-587.
Здесь приведены подробные библиографические данные.) Сюжет былины
несложен: племянник князя Владимира сватается к дочери черниговского гостя
Димитрия - Настасье Дмитриевне. В былине, как и в сказке, героиня может
выступать под двумя своими сезонными именами - то как олицетворение
расцветающей природы (Анастасия - "Воскресение"), то как представительница
обители смерти (Марья - "Марена"). Приехав в Чернигов, Иван Годинович
узнаёт, что девушка уже просватана за царя Кощея Трипетова (Кощуя
Трипетова, царища Кощерища) . Пренебрегая этим, герой увозит девушку. http://paganism.msk.ru/liter/rybakov20.htm
Астрономические данные на 2010 год:
ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 20 месяц: 3 год: 2010 часов: 17 минут: 36
ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 21 месяц: 6 год: 2010 часов: 11 минут: 37
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 23 месяц: 9 год: 2010 часов: 3 минут: 18
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 21 месяц: 12 год: 2010 часов: 23 минут: 41
на 2011 год:ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 20 месяц: 3 год: 2011 часов: 23 минут: 25
ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 21 месяц: 6 год: 2011 часов: 17 минут: 25
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 23 месяц: 9 год: 2011 часов: 9 минут: 6
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 22 месяц: 12 год: 2011 часов: 5 минут: 31
ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА число: 24 месяц: 4
КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАСХА число: 24 месяц: 4
На загадочный 2012 год:СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ
число: 24 месяц: 12 год: 2011 часов: 17 минут: 50
не наблюдается
число: 20 месяц: 5 год: 2012 часов: 23 минут: 53
наблюдается в северном полушарии
центральное кольцевое 0
число: 13 месяц: 11 год: 2012 часов: 22 минут: 11
наблюдается в южном полушарии
центральное полное 0
ЛУННЫЕ ЗАТМЕНИЯ
число: 4 месяц: 6 год: 2012 часов: 11 минут: 4
фаза для полутени: 1.314056
фаза для тени: .3153405
полупериод для частной фазы (в минутах): 62
число: 29 месяц: 10 год: 2012 часов: 20 минут: 9
не наблюдается
число: 28 месяц: 11 год: 2012 часов: 14 минут: 35
фаза для полутени: .9095078
не наблюдается
ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 20 месяц: 3 год: 2012 часов: 5 минут: 14
ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 20 месяц: 6 год: 2012 часов: 23 минут: 13
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
число: 22 месяц: 9 год: 2012 часов: 14 минут: 55
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
число: 21 месяц: 12 год: 2012 часов: 11 минут: 20
ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА число: 15 месяц: 4
КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАСХА число: 8 месяц: 4
В этот день также отмечают всемирный день Астрологии, учрежденный астрологами несколько десятилетий назад.