Сама жизнь Мадхвачарьи удивительна и полна
всевозможных чудес, с которыми читатель познакомится на страницах этой
книги. Безусловно, некоторые скептически настроенные люди могут
воспринять описанные в ней чудеса, как преувеличение, но, даже если
оставить только строго фактологический материал, то нельзя не
удивляться этой жизни великого святого, беззаветно преданного Богу Мадхвачарья
- один из величайших духовных учителей-философов Индии и всего мира.
Его биография «Мадхва-виджая» была написана в стихах на санскрите
Нараяной Пандитом Ачарьей, который был сыном ближайшего ученика Мадхвы,
Тривикрамы Пандита Ачарьи. Дошедшая до нас вайшнавская традиция
говорит, что именно Тривикрама Пандит в своем произведении «Ваю-стути»
открыл миру сокровенную истину о том, что Хануман, Бхима и Мадхва
являются тремя воплощениями Мукхья-праны (божества дыхания жизни).
Кроме того, Тривикрама Пандит написал первый комментарий к
«Веданта-сутра-бхашье» Шри Мадхвачарьи. Мадхвачарья принял саньясу в двенадцать лет и потом на протяжении
всей своей жизни проповедовал теистическую философию Двайта-ваду. Он
одержал неисчислимое количество побед в диспутах над представителями
прочих философий, прежде всего, над последователями философии
Шанкарачарьи, которая в то время господствовала в Индии. Шри Чайтанья Махапрабху очень высоко ценил работу, которую проделал
Мадхвачарья, развенчав и опровергнув доктрину Шанкары, или философию
майявады. Действительно, майявада пагубна тем, что она, в конечном
счете, лишает человека возможности полюбить Бога, ибо, с точки зрения
этой философии, и сама любовь, и служение Богу иллюзорны. Бхакти
выступает в ней лишь как средство достижения совершенства, а не как
конечная цель. Высшая же цель, согласно Шан-карачарье, заключается в
том, чтобы раствориться в безличном бытии Бога, в Брахмане (Духе), и
так возвратить себе утраченное под влиянием Майи тождество с Брахманом.
В этом смысле философия Шанкар-ачарьи мешает человеку обрести самый
ценный дар, который он мог бы получить, а именно, способность любить
Бога и служить Ему. Достижение Мадхвачарьи трудно переоценить, потому
что философия Шанкарачарьи в той или иной степени до сих пор
преобладает в воззрениях людей, принадлежащих к индийской духовной
традиции. Более того, и на западе большая часть эзотерических школ
придерживаются той же самой майяводы Шанкарачарьи в той или иной форме.
Ни одна дуалистическая школа, настаивающая на индивидуальной природе
души и индивидуальной природе Бога, не может по настоящему отстоять
свое право на существование до тех пор, пока не опровергнет философские
положения Шанкарачарьи. Это и было основной причиной, по которой Шри
Чайтанья принял посвящение в школе Мадхвачарьи. Помимо описания событий жизни Мадхвачарьи, Нараяна Пандит включил в
свою работу основные положения Двайта-вады или Таттва-вады, философии
Мадхвачарьи. В этом смысле «Мадхва-виджая» подобна
«Чаитанья-чаритамрите», самой знаменитой биографии Чай-таньи
Махапрабху, которая тоже содержит в себе подробное описание философии
Шри Чаитаньи Махапрабху. Таким образом, «Мадхва-виджая» дает нам
возможность ознакомится не только с историей жизни Мадхвачарьи, но и с
основными положениями его учения. Так как в этой работе имеется
описание философии Мадхвачарьи, мне бы хотелось коснуться различий
между учениями Шри Мадхвачарьи и Шри Чаитаньи Махапрабху. В основе философии Мадхвачарьи лежат девять постулатов (прамей),
которые Баладева Видьябхушана и Бхактивинода Тхакур также приняли за
основу в своем изложении учения Гаудия-вайшнавов. Разница, однако,
заключается в толковании некоторых из этих постулатов. Об этих
различиях и следует здесь кратко упомянуть. Самым противоречивым, пожалуй, является понимание Мадхвача-рьи
онтологического положения индивидуальной души, дживы. Мадхвачарья, в
частности, утверждал, что изначально существуют три категории джив, то
есть души в благости, страсти и невежестве
(саттвика-дживы,раджасика-дживы и тамасика-дживы). Это означает, что
статус джив, находящихся под влиянием гун страсти и невежества
(рад-жасика и тамасика), не может поменяться. Другими словами, дживы
относящиеся к низшим гунам природы, не могут перейти в другое качество
бытия. В противовес этому пониманию, согласно философии Шри Чаитаньи
Махапрабху, джива изначально духовна и ее положение в гунах природы
временно. Это положение не имеет никакого отношения к онтологическому
статусу души. Сварупа души трансцендентна к трем гунам материальной
природы, и, следовательно, любая душа, независимо от того положения, в
котором она сейчас находится, может поменять свой статус и развить
любовь к Богу. Именно поэтому Сам Шри Чаитанья Махапрабху не придавал
большого значения системе варнашрамы, разделяющей человеческое общество
на касты и классы, относящиеся к разным гунам природы. Он считал это
социальное устройство внешним по отношению к природе души. Из жизнеописаний Чаитаньи Махапрабху известно что, во время
путешествия по Южной Индии Он пришел в Удупи и вступил в философскую
беседу с настоятелем храма Кришны. Очевидно, что Махапрабху был изрядно
разочарован надменным поведением, а также философскими взглядами
современных Ему последователей таттва-вады. Несмотря на то, что
основатель сампрадаи Шри Бхагаватпада Мадхвачарья в своей проповеди
всегда уделял первостепенное значение чистой преданности, уже во
времена Махапрабху прямые последователи Мадхвы, по всей видимости,
утратили чистоту мотивации. Шри Чаитанья Махапрабху доказывал, что
бхакти-садхаш не имеет никакого отношения к варнашраме, т.е. полностью
трансцендентна по отношению к обязанностям человека в системе
варнашрамы. Цель практики бхакти, которая начинается со шравашм и
киртанам, слушания повествований о Господе и воспевания Ему славы,
состоит не в освобождении (муюпи), но в обретении любви к Богу. Это
пятая, высшая цель всех устремлений человека, паньчама-пурушартха.
Большинство же последователей Мадхвачарьи, как указывал еще Шри
Чайтанья Махапрабу, считают, что главной садханой (духовной практикой)
является исполнение своего долга в рамках варнашрамы, а главной садхьей
(духовной целью) является муюпи или освобождение на вечной планете
Господа, Вайкунтхе. Есть еще одно примечательное отличие философии Мадхвачарьи от
философии Шри Чайтаньи Махапрабху. Так, согласно воззрениям
Гаудия-вайшнавов или школы ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы, высшим
проявлением преданности живого существа является бхакти, которую
проявляют гопи, вриндаванские девушки-пастушки. Это спонтанная любовь к
Кришне. Согласно же таттва-ваде, высшим проявлением любви к Богу
является любовь богини процветания Шри Лакшми и преданность Господа
Брахмы, творца этой вселенной, а так же преданность других полубогов,
которые помогают Брахме в сотворении вселенной. Итак, с нашей точки зрения, главное достижение Мадхвачарьи
заключается в том, что он, на основании положений Вед, утвердил
различие индивидуальной души и Бога, Верховного живого существа. Он
показал, что отличие это является той основой, из которой исходили
составители Вед и «Веданта-сутры». Отталкиваясь от этого положения, он
дал логичное и последовательное толкование «Веданта-сутры». Это
положение, хотя и имеет свои нюансы в разных школах вайшнавизма, все же
является тем общим фундаментом, на котором зиждется философия бхакти.
Эта общность гораздо более важна, чем доктринальные частности,
существование которых можно объяснить социально-религиозным климатом,
царившим в стране в то время, когда жил и проповедовал тот или иной
философ или проповедник. В любом случае, удивительная жизнь
Мадхвачарьи, его подвиги, его в высшей степени яркое и убедительное
изложение ведической философии не смогут оставить равнодушным человека,
интересующегося ведической философией и особенно, философией
вайшнавизма.
Так же как и Шри Чайтанья, Мадхвачарья учил преданному служению Шри
Кришне. Однако его учение сосредоточено исключительно на развитии
настроения слуги Бога. Поэтому он почти не упоминал о родительских или
же возвышенных супружеских взаимоотношениях души с Господом. Согласно
учению Мадхвы, основной целью стараний преданного должно быть
достижение духовного мира, вечной планеты Вайкунтхи, то есть
освобождение души из ее рабства в материальном мире. Однако следует
признать, что концепция о вечной и всевозрастающей бхакти также
присутствует в его учении. Мадхва говорит в своих трудах, что даже
после достижения освобождения исполненная блаженства индивидуальная
душа вечно продолжает служить Верховному Господу, восстановив свои
изначальные личные отношения с Ним.
Все это, безусловно, существенные отличия, которые позволяют считать
нашу принадлежность к современной философской школе последователей
Мадхвачарьи, скорее формальностью, чем отражением реального положения
вещей. Поэтому для последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, которые в
основном представляют вайшнавизм на Западе, их связь с Мадхвачарьей
заключается, прежде всего, в том, что они гордятся его победами
над,майявадой. Мы понимаем, что Шри Мадхва действовал и проповедовал в
соответствии со временем, местом и обстоятельствами. В его время Индия
представляла собой строго структурированное классовое общество, и это
отразилось до какой-то степени на его подаче философии бхакти.
Мадхвачарья - учитель мира
- Информация о материале
- Автор: Dmitry
- Категория: Ведическая мудрость
- Просмотров: 8534