Сама жизнь Мадхвачарьи удивительна и полна всевозможных чудес, с которыми читатель познакомится на страницах этой книги. Безусловно, некоторые скептически настроенные люди могут воспринять описанные в ней чудеса, как преувеличение, но, даже если оставить только строго фактологический материал, то нельзя не удивляться этой жизни великого святого, беззаветно преданного Богу

Мадхвачарья - один из величайших духовных учителей-философов Индии и всего мира. Его биография «Мадхва-виджая» была написана в стихах на санскрите Нараяной Пандитом Ачарьей, который был сыном ближайшего ученика Мадхвы, Тривикрамы Пандита Ачарьи. Дошедшая до нас вайшнавская традиция говорит, что именно Тривикрама Пандит в своем произведении «Ваю-стути» открыл миру сокровенную истину о том, что Хануман, Бхима и Мадхва являются тремя воплощениями Мукхья-праны (божества дыхания жизни). Кроме того, Тривикрама Пандит написал первый комментарий к «Веданта-сутра-бхашье» Шри Мадхвачарьи.

Мадхвачарья принял саньясу в двенадцать лет и потом на протяжении всей своей жизни проповедовал теистическую философию Двайта-ваду. Он одержал неисчислимое количество побед в диспутах над представителями прочих философий, прежде всего, над последователями философии Шанкарачарьи, которая в то время господствовала в Индии.

Шри Чайтанья Махапрабху очень высоко ценил работу, которую проделал Мадхвачарья, развенчав и опровергнув доктрину Шанкары, или философию майявады. Действительно, майявада пагубна тем, что она, в конечном счете, лишает человека возможности полюбить Бога, ибо, с точки зрения этой философии, и сама любовь, и служение Богу иллюзорны. Бхакти выступает в ней лишь как средство достижения совершенства, а не как конечная цель. Высшая же цель, согласно Шан-карачарье, заключается в том, чтобы раствориться в безличном бытии Бога, в Брахмане (Духе), и так возвратить себе утраченное под влиянием Майи тождество с Брахманом. В этом смысле философия Шанкар-ачарьи мешает человеку обрести самый ценный дар, который он мог бы получить, а именно, способность любить Бога и служить Ему. Достижение Мадхвачарьи трудно переоценить, потому что философия Шанкарачарьи в той или иной степени до сих пор преобладает в воззрениях людей, принадлежащих к индийской духовной традиции. Более того, и на западе большая часть эзотерических школ придерживаются той же самой майяводы Шанкарачарьи в той или иной форме. Ни одна дуалистическая школа, настаивающая на индивидуальной природе души и индивидуальной природе Бога, не может по настоящему отстоять свое право на существование до тех пор, пока не опровергнет философские положения Шанкарачарьи. Это и было основной причиной, по которой Шри Чайтанья принял посвящение в школе Мадхвачарьи.

Помимо описания событий жизни Мадхвачарьи, Нараяна Пандит включил в свою работу основные положения Двайта-вады или Таттва-вады, философии Мадхвачарьи. В этом смысле «Мадхва-виджая» подобна «Чаитанья-чаритамрите», самой знаменитой биографии Чай-таньи Махапрабху, которая тоже содержит в себе подробное описание философии Шри Чаитаньи Махапрабху. Таким образом, «Мадхва-виджая» дает нам возможность ознакомится не только с историей жизни Мадхвачарьи, но и с основными положениями его учения. Так как в этой работе имеется описание философии Мадхвачарьи, мне бы хотелось коснуться различий между учениями Шри Мадхвачарьи и Шри Чаитаньи Махапрабху.

В основе философии Мадхвачарьи лежат девять постулатов (прамей), которые Баладева Видьябхушана и Бхактивинода Тхакур также приняли за основу в своем изложении учения Гаудия-вайшнавов. Разница, однако, заключается в толковании некоторых из этих постулатов. Об этих различиях и следует здесь кратко упомянуть.
Так же как и Шри Чайтанья, Мадхвачарья учил преданному служению Шри Кришне. Однако его учение сосредоточено исключительно на развитии настроения слуги Бога. Поэтому он почти не упоминал о родительских или же возвышенных супружеских взаимоотношениях души с Господом. Согласно учению Мадхвы, основной целью стараний преданного должно быть достижение духовного мира, вечной планеты Вайкунтхи, то есть освобождение души из ее рабства в материальном мире. Однако следует признать, что концепция о вечной и всевозрастающей бхакти также присутствует в его учении. Мадхва говорит в своих трудах, что даже после достижения освобождения исполненная блаженства индивидуальная душа вечно продолжает служить Верховному Господу, восстановив свои изначальные личные отношения с Ним.

Самым противоречивым, пожалуй, является понимание Мадхвача-рьи онтологического положения индивидуальной души, дживы. Мадхвачарья, в частности, утверждал, что изначально существуют три категории джив, то есть души в благости, страсти и невежестве (саттвика-дживы,раджасика-дживы и тамасика-дживы). Это означает, что статус джив, находящихся под влиянием гун страсти и невежества (рад-жасика и тамасика), не может поменяться. Другими словами, дживы относящиеся к низшим гунам природы, не могут перейти в другое качество бытия.

В противовес этому пониманию, согласно философии Шри Чаитаньи Махапрабху, джива изначально духовна и ее положение в гунах природы временно. Это положение не имеет никакого отношения к онтологическому статусу души. Сварупа души трансцендентна к трем гунам материальной природы, и, следовательно, любая душа, независимо от того положения, в котором она сейчас находится, может поменять свой статус и развить любовь к Богу. Именно поэтому Сам Шри Чаитанья Махапрабху не придавал большого значения системе варнашрамы, разделяющей человеческое общество на касты и классы, относящиеся к разным гунам природы. Он считал это социальное устройство внешним по отношению к природе души.

Из жизнеописаний Чаитаньи Махапрабху известно что, во время путешествия по Южной Индии Он пришел в Удупи и вступил в философскую беседу с настоятелем храма Кришны. Очевидно, что Махапрабху был изрядно разочарован надменным поведением, а также философскими взглядами современных Ему последователей таттва-вады. Несмотря на то, что основатель сампрадаи Шри Бхагаватпада Мадхвачарья в своей проповеди всегда уделял первостепенное значение чистой преданности, уже во времена Махапрабху прямые последователи Мадхвы, по всей видимости, утратили чистоту мотивации. Шри Чаитанья Махапрабху доказывал, что бхакти-садхаш не имеет никакого отношения к варнашраме, т.е. полностью трансцендентна по отношению к обязанностям человека в системе варнашрамы. Цель практики бхакти, которая начинается со шравашм и киртанам, слушания повествований о Господе и воспевания Ему славы, состоит не в освобождении (муюпи), но в обретении любви к Богу. Это пятая, высшая цель всех устремлений человека, паньчама-пурушартха. Большинство же последователей Мадхвачарьи, как указывал еще Шри Чайтанья Махапрабу, считают, что главной садханой (духовной практикой) является исполнение своего долга в рамках варнашрамы, а главной садхьей (духовной целью) является муюпи или освобождение на вечной планете Господа, Вайкунтхе.

Есть еще одно примечательное отличие философии Мадхвачарьи от философии Шри Чайтаньи Махапрабху. Так, согласно воззрениям Гаудия-вайшнавов или школы ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы, высшим проявлением преданности живого существа является бхакти, которую проявляют гопи, вриндаванские девушки-пастушки. Это спонтанная любовь к Кришне. Согласно же таттва-ваде, высшим проявлением любви к Богу является любовь богини процветания Шри Лакшми и преданность Господа Брахмы, творца этой вселенной, а так же преданность других полубогов, которые помогают Брахме в сотворении вселенной.
Все это, безусловно, существенные отличия, которые позволяют считать нашу принадлежность к современной философской школе последователей Мадхвачарьи, скорее формальностью, чем отражением реального положения вещей. Поэтому для последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, которые в основном представляют вайшнавизм на Западе, их связь с Мадхвачарьей заключается, прежде всего, в том, что они гордятся его победами над,майявадой. Мы понимаем, что Шри Мадхва действовал и проповедовал в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. В его время Индия представляла собой строго структурированное классовое общество, и это отразилось до какой-то степени на его подаче философии бхакти.

Итак, с нашей точки зрения, главное достижение Мадхвачарьи заключается в том, что он, на основании положений Вед, утвердил различие индивидуальной души и Бога, Верховного живого существа. Он показал, что отличие это является той основой, из которой исходили составители Вед и «Веданта-сутры». Отталкиваясь от этого положения, он дал логичное и последовательное толкование «Веданта-сутры». Это положение, хотя и имеет свои нюансы в разных школах вайшнавизма, все же является тем общим фундаментом, на котором зиждется философия бхакти. Эта общность гораздо более важна, чем доктринальные частности, существование которых можно объяснить социально-религиозным климатом, царившим в стране в то время, когда жил и проповедовал тот или иной философ или проповедник. В любом случае, удивительная жизнь Мадхвачарьи, его подвиги, его в высшей степени яркое и убедительное изложение ведической философии не смогут оставить равнодушным человека, интересующегося ведической философией и особенно, философией вайшнавизма.