Одним из ранних, если не самым ранним дошедшим до нас точным описанием колоды формата 14×4 + 22 является поэма итальянского поэта Маттео Мария Боярдо, называемая обычно попросту «Тарокки». Более того, козыри в этой поэме представлены как Дурак + 21 нумерованный козырь.
Оссобую славу он стяжал себе в качестве поэта. В его ранних любовных сонетах заметно желание подражать Петрарке. Но самым известным его произведением стал «Влюбленный Роланд». В центре поэмы несчастная любовь Роланда, племяника Карла Великого к прекрасной Анджелике. Нарушив традицию, Боярдо превратил довольно грубоватых каролингских рыцарей в придворных кавалеров с утонченной культурой и стремлением к наслаждению, проведя гуманистическую обработку сурового средневекового материала. Поэма не имееттвердого сюжетного стержня, представляя собой своего рода собрание фантастических приключений различных рыцарей. Боярдо оказался весьма точен — придворная публика жаждала именно такого. Поэма имела грандиозный успех, став отправной точкой целого жанра, развитого в дальнейшем Ариосто и Тассо.
Точная дата создания «Тарокки» не известна. Одна из вероятных дат — весна 1468 года, когда Боярдо встретил 18 летнюю девушку — «Illustrissima Madonna… Patrona mia…», которая и могла вдохновить его на написание поэмы.
Хотя описываемая Боярдо колода имеет привычную нынешним любителям таро структуру, сами карты очень сильно отличаются от современных. Карты также разбиты на четыре масти, но эти масти — это четыре человеческие страсти:
«Мастей четыре: одна — Любовь (Amore), другая — Надежда (Speranza), третья — Ревность (Gelosia), четвертая — Страх (Timore)».
У кажой масти был свой атрибут: у Любви — стрела, у Надежды — ваза, у Ревности — глаз, у Стаха — плеть.
В каждой масти по четырнадцать карт: десять номерных (от 1 до 10) и четыре фигуры. Четыре фигуры вполне привычны: валет (fante), всадник (cavallo), королева (regina) и король (re). Иконография фигурных карт, в общем, тоже почти привычна. Валет изображался как стоящий человек (ведь fante можно понимать и как «пехотинец»). Всадник, соответственно, изображался на коне, король — сидящем на троне. А вот изображения королев довольно любопытны. Они представляют собой так называемые триумфы богов, то есть изображения колесниц с едущими на них богинями. Эти изображения явно навеяны «Триумфами» Петрарки, как, впрочем, и некоторые карты других колод таро. Королева Любви, например, изображается триумфом Венеры, королева Ревности — Юнона, а королева Надежды — «суть еврейка Юдифь, о которой Петрарка говорит: Еврейка Юдифь мудра, чиста и сильна». Триумфы богов — один из излюбленнейших сюжетов искусства эпохи Ренессанса. Достаточно вспомнить великолепные фрески из палаццо Скифанойя, в которые изображения триумфов богов теснейшим образом связаны с общим астрологическим контекстом фресок.
Триумф — одна из стандартных разновидностей иллюстраций в астрологических книгах, когда требуется представить ту или иную планету.
А так описывает королеву Любви Боярдо:
«Королева Любви — Венера, изображенная на двухколесной повозке, одетая в черное, и такого же цвета повозка, которую тянут два белых лебедя с черными ремнями на их шеях. И она держит в руке стрелу, на голове золотая корона, а в воздухе — две голубицы — одна летит в ту же сторону, чт ои ее голова, а вторая — в противоположную. А сверху — терцина, которая называется Венера…»
Терцина Венеры у Боярдо выглядит следующим образом:
«Любовь — дитя Венеры, заставляет ее
Гореть об Адонисе, и из-за него весьма пылать.
Ведь Любовь еще внушает и звезда ее с неба».
Уже после смерти Боярдо описанные им карты были нарисованы художником Антонио Вити из Урбино. Некоторые из этих изображений сохранились до нащих дней.
Любовь сего огромного великана Циклопа
Делает столь влюбленным в Галатею,
Что может сильнее его ни один любящий не пылал.
Надежда Ясона в душе не оставляла,
С аргонавтами за золотым руном влекла,
Через многие приключения и опасности провела.
Ревность богиню Юнону много раз на землю
Заставила приходить из-за разных романов Юпитера,
Ведь никогда не утаить сердце, которое внутри.
Страх. Дионис вместо брадобрея
Использовал своих же дочерей с углем,
Чтоб избегнуть железа. И в итоге так и не избежал.
Ведь плохо самому избегать того, что предписало небо.
Где Ревность окажется, там большая беда,
Так что не оказывается от нее лекарства.
И если слишком далеко зайдет, то смертельна.
Страх, где есть какая опасность, запрещает
Получать удовольствие и делает человека столь трусливым,
Что здравый смысл не успокоит душу.
Козыри в поэме Боярдо тоже довольно необычны, но это тема для отдельного разговора.