Император Хуан-Ди спрашивает:



— Весной пульс подобен
натянутой тетиве (сянь), почему именно так характеризуется этот пульс?



Ци-Бо отвечает:



— Весенний пульс соответствует печени, а печень из сторон
света соответствует востоку, а из стихий — дереву. Благодаря этому происходит
рождение и зачатие десяти тысяч сущностей.

ЦЗЮАНЬ ШЕСТОЙ

перевод: Б. Виногродский М.: «ЛМА», 1996

Раздел восемнадцатый
РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ОРГАНАХ-ЦЗАН, КАК О ДРАГОЦЕННОМ МЕХАНИЗМЕ, ПОМОГАЮЩЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Весной пульс подобен натянутой тетиве (сянь), почему именно так характеризуется этот пульс?

Ци-Бо отвечает:

— Весенний пульс соответствует печени, а печень из сторон света соответствует востоку, а из стихий — дереву. Благодаря этому происходит рождение и зачатие десяти тысяч сущностей. Потому удары пульса приходят и ощущаются как мягкие, расслабленные, легкие, опустошенные и скользящие, они длинные и непрерывные с начала до конца, потому они и называются натянутой тетивой. Если пульс противоречит вышеописанным характеристикам, значит существует заболевание.

— А что это значит, противоречит этим характеристикам?

— Если дыхание-ци в точке биения ощущается как наполненное и сильное, то говорится, что имеет место переразвитие, а это значит, что болезнь действует на внешнем уровне. Если удары дыхания-ци ненаполненные и едва ощущаются, то это свидетельствует о недостаточности, на основании чего делается вывод, что болезнь действует внутри.

— В случае переразвития и недостаточности весеннего пульса какие могут возникать заболевания?

Ци-Бо отвечает:

— Когда имеет место переразвитие, больной склонен к раздражительности, у него неожиданно возникают головокружения и предобморочные состояния, ощущаются боли в области макушки головы. В случае недостаточности у больного ощущаются боли в области грудной клетки, тянет спину; а если процесс движется вниз, тогда ощущается давление в боковой части туловища и в подмышечной области.

— Летний пульс уподобляется цеплянию крюка. А почему собственно его называют цепляющим-гоу?

— Летний пульс — это пульс сердца, которому соответствует юг из пяти сторон, и огонь из пяти стихий. Благодаря этому осуществляется расцвет-созревание десяти тысяч сущностей. Поэтому когда удар пульса сердца приходит, он характеризуется расцветом, а когда уходит, он характеризуется упадком. Потому его называют цепляющим-гоу (как вариант, крючковатый, крюкообразный). Бели характеристики противоположные, то это свидетельствует о заболевании.

— А какие это противоположные характеристики?

— Если пульс, когда приходит, характеризуется расцветом, а на уходе также характеризуется расцветом, то это называется переразвитием. В этом случае болезнь действует на внешнем уровне.

Если пульс, когда приходит, не характеризуется состоянием расцвета, а на уходе наоборот расцветает, то это свидетельствует о недостаточности. Это значит, что болезнь действует внутри организма.

— А если летом наблюдается переразвитие и недостаточность пульса, то какие при этом болезни возникают?

— В случае переразвития тело у больного становится горячим, кроме того имеются болевые ощущения в области кожного покрова, появляются сыпи и язвы. В случае недостаточности в области сердца ощущается жар и томление, кроме того наблюдается кашель с отхаркиванием мокроты, а в нижней части происходит утечка дыхания-ци.

— Хорошо. А вот осенний пульс уподобляется движению по поверхности воды. Почему же он называется поверхностным-фу?

— Осенний пульс — это пульс легких, которые из сторон света соотносятся с западом, а из стихий соотносятся с металлом. Они дают возможность для сбора урожая десяти тысячам сущностей. Поэтому удар дыхания-ци, когда приходит, ощущается как легкий, пустой, как будто плывущий на поверхности. Он приходит быстро, а уходя, рассеивается долго, потому и называется поверхностный-фу. Если характеристики пульса противоположны, то значит имеет место болезнь.

— А что имеется в виду под противоположными характеристиками пульса?

— Если во время прихода дыхания-ци в точку биения пульса оно ощущается как тончайшее-мао, а в центре твердое, тогда как с двух сторон пустота, то данная ситуация называется переразвитием. Она свидетельствует о том, что болезнь действует на внешнем уровне. Если дыхание-ци во время прихода в место биения пульса ощущается как тончайшее-мао и очень слабое-вэй, то данная ситуация называется недостаточностью. Это значит, что болезнь действует внутри.

— А если в осеннем пульсе наблюдаются ситуации переразвития и недостаточности, то какие болезни могут возникать в этом случае?

— В случае переразвития у больного начинается движение дыхания-ци в обратную сторону, и при этом болит спина, дыхание-ци застаивается и больной чувствует себя нехорошо. В случае недостаточности у больного затрудняется дыхание, ему не хватает воздуха на вдохе и на выдохе, и потому он кашляет. Если дыхание-ци движется вверх, тогда происходит отхаркивание крови, а если дыхание-ци движется вниз, тогда в горле слышатся болезненные хрипы.

— Хорошо. А вот зимний пульс уподобляют сохранению внутри, концентрации. Почему он так называется?

Зимний пульс — это пульс почек. А почки соотносятся с севером из сторон света и со стихией воды. Благодаря им происходит сохранение в укрытии десяти тысяч сущностей, а потому дыхание-ци почек когда приходит, представляет собой сильные удары в глубине. Потому и пульс называется сохраняющим внутри. Если характеристики пульса противоположны, это значит имеет место болезнь.

— Что имеется в виду под противоположными характеристиками?

— Если движение приходящего дыхания-ци напоминает удары о камень, то такая ситуация называется переразвитием. Это значит, что болезнь действует на внешнем уровне. Если удары приходящего дыхания-ци учащенные, то такая ситуация называется недостаточностью. Это значит, что болезнь действует внутри.

— А если в характеристиках пульса наблюдается ситуация переразвития и недостаточности, то какие при этом могут возникать болезни?

— В случае переразвития человек становится вялым и ленивым, он страдает от болей в области позвоночника, в организме недостаточно дыхания-ци, так что больной не хочет разговаривать. В случае недостаточности у больного возникает ощущение опустошенности в сердце и появляется такое чувство, будто он давно ничего не ел. Кроме того у больного чувствуется холод под ребрами в боку, позвоночник сильно болит, в нижней части живота пучение, а моча становится красно-желтого цвета.

— Я послушал о последовательности смены пульсов четырех сезонов, узнал о нарушении направления движения и о правильном движении, и возникающих в результате нарушений патологиях организма. Теперь хочу знать, с каким же сезоном соотносится селезенка и чем она управляет?

— Пульс селезенки соотносится со стихией почвы, и этот отдельный орган-цзан производит орошение четырех остальных органов.

— Но каким же образом можно определить по пульсу хорошее или плохое состояние селезенки?

— Хорошее состояние селезенки не видно на основании характеристик пульса, а плохое состояние можно определить.

— Каким же образом можно определить плохое состояние?

— Если приходящий пульс селезенки подобен потоку воды, то это свидетельствует о переразвитии, и, следовательно, заболевание действует на внешнем уровне.

Если же пульс селезенки подобен ударам птичьего клюва, то такое состояние называется недостаточностью. Оно свидетельствует о том, что заболевание действует внутри.

— Вот мудрец рассказал мне о том, что селезенка представляет собой отдельный орган-цзан, что она выполняет функцию орошения остальных четырех органов. И я хочу знать, в случае переразвития и недостаточности пульса селезенки, какие могут возникать заболевания?

— В случае переразвития больной теряет силу и не может пошевелить конечностями. А в случае недостаточности нарушается проходимость четырех отверстий организма. Такое заболевание именуется «утяжелением-закреплением».

Император внезапно быстро поднялся, а потом опять спустился на колени, и с поклоном сказал:

— Прекрасно. Теперь я узнал основные законы пульса, а это самые важные знания в поднебесной. И истины, которые излагаются в таких трактатах как «У-сэ», или «Пять цветов», «Май-бянь», или «Изменения пульсов», «Куй-ду», или «Определение диагноза», «Ци-хэн», или «Ненормальность и нормальность», по сути дела сводятся к единой истине. Дух-шэнь циркулирует в организме в одном направлении и не движется в обратном направлении, и если он начинает двигаться в обратном направлении, тогда циркуляция нарушается, и в результате разлаживается весь механизм работы организма. Все вышеприведенные истины очень важны тем, что раскрывают тончайшие секреты деятельности человеческого организма, и потому их следует вырезать на нефритовых досках, которые нужно хранить в сокровищницах вместе с драгоценностями, каждый день их следует читать снова и снова, и имя этому сочинению будет «Нефритовый механизм» (Юй-цзи, такое же название носит одна из звезд созвездия Большой медведицы, которая играет очень важную роль во всех сакральных практиках древнего Китая, так как она является центром небесной сферы, и с ее помощью определяется направлснис расположения всех остальных секторов неба и двадцативосьми зодиакальных созвездий. Кроме того существует астрономический инструмент с таким же названием, который применяется для тех же целей).

— Пять органов-цзан получают (патогенное) дыхание-ци из органов, для которых они являются порождающими (например, в печень это дыхание-ци попадает из сердца. Печень соотносится со стихией дерева, а сердце — со стихией огня. Дерево порождает огонь, а передают его органам, для которых они являются подавляющими (например, патогенное дыхание-ци из печени передается в селезенку. Печень - это стихия дерева, а селезенка — это стихия почвы. Стихия дерева подавляет стихию почвы). А сохраняется это дыхание-ци к органах, порождающих меня (соотношения между стихиями и, следовательно, органами описываются следующими терминами: порождают меня или шэн-во, я порождаю или во-шзн; преодолевают меня или кэ-во, я преодолсваю или но-кэ). Так как центральным объектом в описании является одна стихия, то все связи сводятся к ней. А умирает дыхание-ци в тех органах, которые не подавляются мной или во-со-шэн. Для того чтобы болезнь умерла, онa должна в процессе передачи из органа в орган дойти до органа, который не подавляется мной (в случае печени — это будут легкие), и тогда болезнь умирает. Имеется в виду, что дыхание-ци болезни начинает двигаться в обратном направлении, и потому умирает. Печень принимает патогенно-с дыхание-ци из сердца, передаст его в селезенку, Потом дыхание-ци пребывает в почках, а когда оно доходит до легких, то наступает его смерть. Сердце принимает патогенное дыхание-ци из селезенки, передаст его в легкие, После этого дыхание-ци пребывает в печени, а умирает оно, достигая почек. Селезенка принимает патогенное дыхание-ци из легких, передаст она его в почки. Потом дыхание-ци пребывает в сердце, достигая печени. Легкие принимают патогенное дыхание-ци из почек, а передает его в печень. Потом дыхание-ци пребывает в селезенку, а умирает, достигая сердца. Почки принимают патогенное дыхание-ци из печени, передают его в сердце, потом оно пребывает в легких, а умирает, достигая селезенки. Во всех этих случаях смерть наступает в результате обратного направления движения дыхания-ци. Таким образом, день и ночь делятся на пять частей, и на основании этого можно судить о порождении и умирании каждого органа.

Хуан-Ди спрашивает:

— Существует ли определенная последовательность в сообщении дыханий-ци между пятью органами-цзан?

— Если в одном из органов возникает заболевание, то передается оно в тот орган, который является подавляющим по отношению к заболевшему органу. Если болезнь не получает правильного лечения, то в зависимости от конкретной ситуации она распространяется в течение трех месяцев, шести месяцев, а в других ситуациях трех дней, шести дней, после чего она проходит через все пять органов-цзан, и наступает смерть. Таким образом описывается порядок прямой передачи в распространении болезни. Потому существует высказывание: Если можешь анализировать состояние субстанции ян, тогда сможешь сказать, какова причина болезни, откуда она пришла. А если способен анализировать состояние субстанции инь, тогда сможешь узнать, в какие сроки состояние будет улучшаться или ухудшаться. Так что можно определять, что после того как болезнь достигает органа, который подавляется, преодолевается первоначально заболевшим органом, она должна умереть.

Синдром ветра является самым главным из всех ста болезней. Когда патогенный ветер и холод проникает в организм человека, тогда кончики волос на коже выпрямляются, а поры закрываются и становятся непроходимыми, в результате чего возникает жар. В такой ситуации можно в качестве метода лечения применять стимулирование выделения пота. Кроме того в результате воздействия ветра-холода может нарушаться циркуляция крови и дыхания-ци (синдром би), и тогда теряется чувствительность, образуются болезненные опухоли. В такой ситуации для лечения заболевания можно применять горячие отвары, горячие примочки, прижигание и иглоукалывание. Если эта болезнь не излечивается, тогда она распространяется в организме и поселяется в легких. В этом случае она называется синдромом-би (характеризуется нарушением циркуляции, может приводить к потере чувствительности, застоям, параличам, ревматическим болям) легких. При таком заболевании у больного возникают приступы кашля, дыхание-ци поднимается вверх. Если болезнь не вылечивается, тогда легкие передают ее дальше, и она начинает действовать в печени. В этом случае болезнь называется синдром-би печени. У этой болезни есть и другое название — недостаточностьцзюэ (характеризуется нарушением циркуляции в конечностях, похолоданием рук и ног). В этом случае у больного возникают боли в боку, появляется рвота. Для того чтобы вылечить данное заболевание, можно применить массаж или иглоукалывание. Если заболевание не вылечивается, тогда печень передает его в селезенку. В этом случае болезнь именуется синдромом ветра селезенки, и в ее ходе могут возникнуть желтушные явления, в брюшной полости может происходить скопление жара, в сердце будет томительное ощущение, а моча приобретет ярко выраженный желтый цвет. В такой ситуации заболевание можно лечить посредством массажа, посредством лекарств, посредством лекарственных ванн. Если данная болезнь не вылечивается, она передается в почки. В этом случае она называется шань-ся132, и в этом случае у больного в нижней части живота возникает сильный жар и боль, появляются белые выделения из половых органов. Другое название данного заболевания — это порча-гу, (существует гексаграмма с таким же названием, которая является восемнадцатой в "Книге перемен"). Данную болезнь можно вылечить при помощи массажа и при помощи лекарств. Если же болезнь нe излечивается, тогда она передается из почек в сердце. В результате этого заболевания происходят резкие сокращения и судороги сухожилий и сосудов. Данное заболевание называется ци . Лечить эту болезнь можно при помощи прижигания или лекарственных средств. Если не лечить своевременно эту болезнь, то через десять дней наступит смерть. Таким образом из почек болезнь передается в сердце, а из сердца начинается повторная передача, и в результате болезнь попадает в легкие, возникает лихорадка, и через три года наступает смерть. Такова последовательность распространения болезни в организме. Если же неожиданно начинается бурный болезненный процесс, то он не обязательно распространяется так, как было описано выше, и потому лечить тоже нужно другими методами. Так, хотя болезнь и будет распространяться в организме, однако порядок распространения будет неопределенным. Существуют болезни, в распространении которых не существует определенной закономерности, это, к примеру, заболевания, которые возникают в результате чрезмерного воздействия пяти эмоциональных состояний, тревоги, страха, печали, радости и гнева. Распространяются такие болезни без определенных закономерностей, но так же могут вызывать значительные недуги в человеческом организме. В результате того, что чрезмерная радость вредит сердцу, происходит значительное опустошение дыхания-ци сердца, и потому начинается действие дыхания-ци печени. В результате гнева дыхание-ци печени действует в организме; в результате печали чрезмерное воздействие оказывает дыхание-ци легких. В результате страха начинает расходоваться дыхание-ци селезенки. В результате тревоги выходит из-под контроля дыхание-ци сердца. Такова закономерность. Следовательно, существует пять видов болезней. Пять помножить на пять — получается двадцать пять вариантов, которые характеризуют порядок распространения. А распространение — это лишь один из терминов для обозначения преемственности болезней между органами.

Если большие кости (имеются в виду кости плеч, позвоночника, таза, колен) усыхают, теряют силу, а большие мышцы (имеются в виду мышцы бедер, ягодицы, бицепсы) опадают, тогда грудную клетку распирает дыхание-ци, в результате чего дыхание становится затрудненным, прерывистым, нерегулярным, а при дыхании двигается все тело. В этом случае можно предвидеть, что через шесть месяцев наступит смерть. Если ставить диагноз на основании изучения пульса органов-цзан, то можно определить день радикального ухудшения состояния. Когда большие кости усыхают, теряют силу, а большие мышцы опадают, сжимаются, дыхание-ци распирает грудную клетку, дыхание затрудняется, становится прерывистым, нерегулярным, внутри ощущается боль, которая распространяется на плечи и шею, в этом случае можно предсказать, что смерть наступит через месяц. На основании же характеристик внутренних органов-цзан можно определить и день. Когда большие кости усыхают, теряют силу, когда большие мышцы опадают, ссыхаются, дыхание-ци распирает грудную клетку, дыхание затрудняется, становится прерывистым, нерегулярным, в плечевых костях полностью растрачивается костный мозг, движения становятся все более слабыми и неверными, то в этом случае, и не видя пульсов истинных органов-цзан, можно быть уверенным, что через год. наступит смерть. Если же посмотреть характеристики органов-цзан, можно предсказать и день, когда смерть наступит. Когда большие кости усыхают и теряют силу, когда большие мышцы опадают, ссыхаются, ощущаются боли в животе, а в сердце тоже появляются неприятные ощущения, возникает жар в верхней части тела в области плеч и шеи, колени разламываются от боли, а все мышцы полностью теряют силу, глаза вваливаются, тогда можно, совсем не видя человека, только ощупать пульс истинных органов-цзан, чтобы удостовериться в самой ближайшей смерти. Бели же при этом еще осмотреть больного, то можно определить тот неблагоприятный день, в который смерть наступит.

Если в результате неожиданного опустошения внутреннего дыхания-ци начинается бурный болезненный процесс, все пять органов-цзан закрываются, пути каналов-май теряют проходимость, дыхание-ци перестает циркулировать в организме. Состояние больного такое, будто он упал с большой высоты, или же можно его уподобить спасенному из воды человеку, который чуть не утонул. В этом случае нельзя делать предсказания относительно сроков. Если пульс прерывается и не прощупывается, или же за один период дыхания прощупывается пять-шесть ударов, телесная форма и мышцы при этом не теряют своей нормальной формы, однако в этом случае даже без изучения характеристик истинных органов-цзан можно сказать, что наступит смерть.

Удары здорового пульса печени ощущаются как резкие-энергичные и на внутреннем, и на внешнем уровне. Ощущение этих ударов похоже на то чувство беспокойства, которое испытываешь, когда проводишь пальцем по острому лезвию ножа. Это ощущение также похоже на ощущение натянутости, которое испытываешь, когда касаешься струн циня или пиба. Нормальный цвет печени — это синий цвет, и если наблюдается белый цвет без здорового глянца, а волосы на коже подсыхают, становятся ломкими, это значит, что состояние печени резко ухудшается.

Удары здорового пульса сердца ощущаются как твердые и энергичные. Это ощущение похоже на то, когда перебираешь пальцами зерна коикса Иова (эти зерна по форме напоминают гладкие жемчужинки с удлиненным кончиком). Нормальный цвет, соответствующий сердцу — это красный, если же однако наблюдается черный цвет без здорового глянца, а волосы на коже сохнут и ломаются, это значит, что состояние резко ухудшается.

Удары здорового пульса легких ощущаются как большие и пустые. Это ощущение похоже на то, которое возникает при касании пером. Нормальный цвет, соответствующий легким, это белый. Бели же наблюдается красный цвет без здорового глянца, а волосы на коже сохнут и ломаются, это свидетельствует о сильном ухудшении состояния.

Удары здорового пульса почек ощущаются как энергичные и отчетливые-законченные. Это ощущение напоминает то, которое возникает при постукивании камешком. Нормальный цвет, соответствующий почкам, это черный. Если же наблюдается желтый цвет без здорового глянца, а волосы на коже сохнут и ломаются, значит резко ухудшается состояние. Если наблюдаются подобные характеристики, соответствующие органам-цзан, то можно заключить о неминуемости летального исхода, так как подобные заболевания не излечиваются.

Хуан-Ди спрашивает:

— Почему делается заключение, что смерть неминуема, когда наблюдается подобный пульс истинных органов-цзан?

Ци-Бо отвечает:

— Здоровое дыхание-ци всех пяти органов-цзан сохраняется в желудке, так что желудок является корнем пяти органов-цзан. Дыхание-ци органов-цзан само по себе не может попадать в меридиан малый инь на руке. Только если имеется дыхание-ци желудка, тогда дыхание-ци органов-цзан может попадать в меридиан малый инь на руке. Каждый из пяти органов-цзан преобладает над остальными в определенное время, и в это время он достигает меридиана малый инь на руке. Если патогенное дыхание-ци подавляет здоровые силы организма, а дыхание-ци семени-цзин в результате ослабевает, тоща болезнь обостряется. В этом случае дыхание-ци желудка уже недостаточно сильно, чтобы помогать всем органам попадать в меридиан малый инь на руке, а потому в пульсе наблюдаются только характеристики отдельного органа-цзан. Так что если видишь характеристики отдельного органа-цзан, это значит, что болезнь подавляет этот орган, а потому и говорится об ухудшении состояния.

Прекрасно.

— Если хочешь вылечить заболевание, необходимо исследовать состояние телесной формы, дыхание-ци, изучить цвет и его оттенки-отблески, определить, здоровое или упадочное состояние пульса, установить, новая болезнь или старая. После этого нужно лечить заболевание, однако нельзя слишком долго медлить. Если телесная форма и дыхание-ци помогают друг другу, считается, что заболевание можно вылечить.

Если в цвете лица наблюдается здоровый глянец, присутствует свежесть, считается, что заболевание вылечить легко. Если пульсы соответствуют четырем сезонам, считается, что болезнь поддается лечению. . Если пульс слабый и скользящий, значит присутствует дыхание-ци желудка, и, следовательно, заболевание легко вылечить, нужно только выбрать правильное время для лечения.

Если телесная форма и дыхание-ци теряют связь между собой, считается, что болезнь вылечить трудно.

Если цвет лица мертвенный, нет здорового глянца, считается, что болезнь излечивается тяжело. Если пульс нацолненный, и в нем ощущается твердость, считается, что болезнь будет обостряться.

Если характеристики пульса противоречат характеристикам четырех сезонов, значит болезнь не поддается лечению.

Если встречаешь четыре трудности в процессе развития болезни, следует объяснить их сущность больному. Когда говорится, что имеет место несоответствие характеристикам пульсов четырех сезонов, подразумевается, что в этом случае весной преобладает пульс легких, летом преобладает пульс почек, осенью преобладает пульс сердца, а зимой преобладает пульс селезенки. Кроме того, если эти пульсы ощущаются как подвешенные в пустоте, не имеющие основы, прерывистые, глубокие и шероховатые, тогда и считается, что характеристики пульса противоречат характеристикам четырех сезонов. Если не наблюдается внешних проявлений, соответствующих заболеваниям конкретных внутренних органов, но при этом весной и летом пульс ощущается как глубокий и шероховатый, а осенью и зимой пульс ощущается как поверхностный и большой, то считается, что это противоречит характеристикам четырех сезонов. Если заболевание связано с синдромом жара, а при этом пульс спокойный; если у больного понос, а при этом пульс большой; если у больного малокровие, а при этом пульс наполненный; если болезнь действует внутри, а пульс наполненный и твердый; если болезнь действует на поверхностном уровне организма, а пульс не наполненный-твердый, то во всех этих случаях болезнь будет трудно вылечить.

— Я слышал, что такие показатели как пустота и наполненность используются для определения возможного улучшения или ухудшения состояния. Хотелось бы узнать, как это делается?

— В пяти случаях наполнения состояние должно улучшиться.

— Хотелось бы узнать, а что такое пять случаев наполнения и пять случаев опустошения?

— Когда пульс характеризуется расцветом, когда кожа горячая, когда живот пучит, когда нарушается проходимость переднего и заднего отверстий, когда падает зрение и психическое состояние становится томительным, то такие ситуации считаются пятью случаями наполнения.

Когда пульс тонкий, когда кожа холодная, когда ощущается недостаток дыхания-ци, когда у больного понос и недержание мочи, когда пища и питье не проходят в организм, то такие ситуации считаются пятью случаями опустошения.

— Однако бывает, что люди выздоравливают и в случае пяти наполнений и пяти опустошений, как это случается?

— Если питательная кашица попадает в желудок больного, понос прекращается, и тогда несмотря на опустошение он выздоравливает. Если тело начинает потеть, человек может помочиться, сходить по большому, тогда, несмотря на наполнение, он выздоравливает. Так что в таких ситуациях, несмотря на наполнение и опустошение, больной может поправиться.

Раздел девятнадцатый
РАССУЖДЕНИЕ О ТРЕХ ЧАСТЯХ И ДЕВЯТИ ОБЛАСТЯХ

Хуан-Ди спрашивает:

— После того как я услышал от вас, мудрейший, о девяти иглах, я понял, что существует еще множество вопросов, охватывающих разные области знания, так что все и не перечесть. А хотелось бы мне узнать самые основные истины, так чтобы можно было их поведать детям и внукам, передать последующим поколениям. Чтобы сохранили эти знания в костях и костном мозге, запечатлели их в печени и легких, чтобы как высшую клятву принимали их от старших, чтобы не осмеливались легкомысленно разглашать эти истины, которые позволяют человеку в своей жизни руководствоваться небесной истиной пути-Дао. У всего обязательно существует начало и конец, и по направлению вверх нужно согласовывать свою жизнь со светом небес, с календарными законами движения звезд и созвездий; а по направлению вниз следует согласовывать свою жизнь с движением четырех сезонов и сменой-чередованием пяти стихий. Меняются местами почитаемые и низкие (этими двумя терминами в «Книге перемен» обозначаются соответствующие места черт в гексаграммах), зиме соответствует субстанция инь, а лету — субстанция ян. Каким образом может человек в своей жизни соответствовать всему этому? Хотелось бы услышать рекомендации.

Ци-Бо говорит в ответ:

— Действительно, в вопросе своем коснулся ты высших истин. Ведь таким образом выражаются самые истинные законы взаимодействия неба и земли.

-— Хотелось бы выслушать мне эти высшие истины взаимодействия неба и земли, хочу узнать, каким образом они согласуются с законами функционирования человеческого организма, дыхания-ци и крови, каким образом определяется направление развития состояний больного. Как всё это происходит?

— Высшая истина неба и земли (в данном разделе слово истина выражается иероглифом шу — цифры, в чем заключается глубокий смысл) начинается в единице, а заканчивается в девятке. Единице соответствует небо. Два — это земля. Три — это человек. Исходя из тройки, умножаем три на три и получаем девять. Таким образом все соотносится с девятью полями (имеются в виду девять полей квадрата-схемы «Ло-шу». Таким образом в человеческом организме выделяется три части, а в каждой части существует три области. На основании этой схемы становится диагноз развития состояния больного, производится лечение всех болезней, достигается гармония между наполненностью и пустотой, изгоняются и устраняются все патогенные факторы и процессы.

— Что называется тремя частями?

— Есть нижняя часть, есть средняя часть, есть верхняя часть. В каждой части есть три области. Три области представляют собой область неба, область земли и область человека. Необходимо ощупывать пульсы этих трех областей, и, руководствуясь их показаниями, можно постигнуть сущность. В верхней части области неба соответствует пульс, расположенный с двух сторон лба (согласно комментариев это место соответствует точке тоу-вэй). В верхней части области земли соответствует артерия, которая расположена на щеках (находится около точки цзюй-ляо). В верхней части области земли соответствует артерия, проходящая перед мочкой уха (соответствует расположению точек эр-мэнь). В средней части области неба соответствует меридиан сверх-инь на руке. В средней части области земли соответствует меридиан светлый ян на руке. В средней части области человека соответствует меридиан малый инь на руке (места определения пульсов соответственно располагаются около точек цзин-цюй, меридиана легких, хэ-гу, меридиана толстой кишки, шэнь-мэнь, меридиана сердца). В нижней части области неба соответствует меридиан недостаточный инь на ноге. В нижней части области земли соответствует меридиан малый инь на ноге. В нижней части области человека соответствует меридиан сверх-инь на ноге. (Для неба место определения пульса соответствует расположению точки у-ли, в месте прохождения меридиана печени. У женщин и детей этот пульс может определяться в точке тай-чун. Для земли место определения пульса соответствует расположение точки тай-си в месте прохождения меридиана почек. Для человека место определения пульса соответствует расположению точки цзи-мэнь в месте прохождения меридиана селезенки). Таким образом в нижней части область неба используется для определения пульса печени. Область земли используется для определения пульса почек. А область человека применяется для определения пульса селезенки.

Император спрашивает:

— А каким образом располагаются диагностические области в средней части? Ци-Бо отвечает:

— Тоже есть область неба, есть область земли, и есть область человека. Область неба используется для определения состояния легких. Область земли используется для определения состояния дыхания-ци в грудной клетке. Область человека применяется для определения состояния сердца.

— А каким образом производится определение в верхней части?

— В верхней части тоже есть область неба, есть область земли, есть область человека. Область неба применяется для определения состояния дыхания-ци в боковых частях лба. Область земли используется для определения состояния дыхания-ци ротовой полости и зубов. Область человека используется для определения состояния дыхания-ци ушей и глаз. Во всех частях обязательно есть области неба, земли и человека. Так что три области составляют небо, три области составляют землю и три области составляют человека, Есть три раза по три, так что в сумме получаем девятку. Если разделим эту девятку на части, то получим девять полей. Девять полей выражаются в виде девяти внутренних органов. Так как существует пять органов, выполняющих психические (шэнь) функции, и четыре органа, выполняющих соматические (син) функции, то всего и получается в сумме девять внутренних органов. Если нарушается функционирование пяти органов-цзан, то цвет лица становится мертвенным. А когда наблюдается мертвенный цвет лица, наступает смерть.

— Каким же образом на основании вышеописанного устройства ставится диагноз?

— Сначала следует определить степень полноты-худобы телесной формы, а на основании этого устанавливается степень пустоты или наполненности дыхания-ци.

Если наблюдается наполненность, тогда следует опорожнять, а если преобладает пустота, тогда следует восполнять. Сначала в месте определения пульса следует разогнать за­стоявшуюся кровь, после чего определяется степень наполненности-пустоты. Независимо от того какая болезнь лечится, критерием здоровья является ровное состояние.

— А каким образом определяются перспективы ухудшения или улучшения состояния?

— Если телесная форма находится в состоянии расцвета, а пульс тонкий, то в этом случае недостаток дыхания-ци и недостаточность выполнения функции дыхания представляет определенную опасность.

Если телесная форма худая, а пульс большой, то это значит, что в грудной клетке много дыхания-ци. В этом случае может наступить смерть.

Если телесная форма и дыхание-ци соответствуют друг другу, это значит, что человек будет здоров.

Если же тройки и пятерки дисгармонизированы (имеется в виду неупорядоченное состояние пульса), это значит, что человек болен.

Если разлажены взаимосвязи между тремя частями и девятью отделами, это значит, что наступит смерть.

Если пульсы вверху и внизу, слева и справа не соответствуют друг другу, напоминают беспорядочные удары пестика в ступе, это значит, что заболевание очень тяжелое.

Если нарушается ритмичность пульсов вверху, внизу, слева и справа, так что пульсы невозможно сосчитать, это значит, что наступит смерть.

Если в отделах средней части пульсы сами по себе гармоничны, однако при этом не совпадают с пульсами всех органов-цзан, это значит, что наступит смерть.

Если в отделах средней части пульсы уменьшают свою активность, это значит, что наступит смерть. Признаком возможной смерти также являются очень впалые глаза.

— Каким образом можно определить, где действует болезнь?

— Если при определении пульсов девяти областей обнаруживаешь, что отдельной области соответствует маленький пульс, то значит имеет место болезнь.

Если отдельной области соответствует большой пульс, то имеет место болезнь.

Если в какой-то области пульс чрезмерно ускоряется, значит имеет место болезнь.

Если в какой-то области пульс чрезмерно замедляется, значит имеет место болезнь. Если в отдельной области преобладает жар, значит имеет место болезнь. Если в отдельной области преобладает холод, значит — болезнь. Если в какой-то области наблюдается сильный упадок, то подразумевает болезнь. Левой рукой следует определять пульс в месте, расположенном на ноге выше верхнего края внутренней части лона пять цуней. А правой рукой следует постукивать по лодыжке, и если реакция наблюдается на расстоянии выше чем пять цуней, а движения похожи на мягкие движения червя, это значит, что болезни нет. Если в результате постукивания реакция очень быстрая, движения получаются сильные, это значит, что человек болен.

Если в результате постукивания ощущаешь плавные, замедленныеенные движения, это значит, что человек болен.

Если реакция не распространяется выше чем на пять цуней, и если в результате постукивания вообще нет никакой реакции, это значит, что больного ожидает смерть.

Если у больного истощаются все мышцы, так что тело не может двигаться, то значит, он должен умереть.

Если в средней части пульсы то замедляются, то ускоряются, то становятся беспорядочными, это свидетельствует о дальнейшем ухудшении состояния.

Если в средней части пульс прерывистый и цепляющий, то значит, что болезнь действует в каналах-ло. Пульсы всех девяти областей должны соответствовать друг другу, они должны совпадать и в верхней и в нижней частях, и нельзя допускать, чтоб взаимосвязи разлаживались.

Если один пульс не совпадает с остальными, это свидетельствует о наличии болезни.

Если два пульса не согласуются с остальными, значит болезнь серьезная.

Если три пульса не согласуются, значит болезнь опасная, тогда говорится, что не согласуются с остальными, подразумевается что удары этих пульсов ощущаются по-другому.

Если занимаешься исследованием пульсов органов фу и цзан, то можешь определить даты выздоровления или ухудшения состояния. Для этого следует знать, какие пульсы являются нормальными, после чего ты находишь больные пульсы.

Если видишь, что пульс истинного органа-цзан подавлен, это свидетельствует об ухудшении состояния.

Если пульс меридиана сверх-ян на ноге полностью прерывается, ноги невозможно согнуть и разогнуть, это значит, что смерть наступит через несколько мгновений.

— А что значит соответствие зимы субстанции инь и соответствие лета субстанции ян?

— Когда пульсы девяти областей ощущаются как глубокие, тонкие, неопределенные, прерывающиеся, все это соответствует субстанции инь. Из времен года субстанция инь управляет зимой, потому в полночь состояние больного радикально ухудшается (так как в течение суток зиме соответствует полночь, а в это время развитие субстанции инь достигает своего максимума). Если пульсы ощущаются как сильные, подвижные, напористые, учащенные, то это соответствует субстанции ян. Субстанция ян управляет летом, а потому в полдень в состоянии больного происходит радикальное ухудшение. Так что если болезнь характеризуется чередованием жара и холода, тогда состояние ухудшается ранним утром.

Если в болезни самым главным фактором является жар, тогда состояние ухудшается в полдень.

Если болезнь связана с синдромом ветра, состояние ухудшается вечером.

Если болезнь связана с водой, тогда состояние ухудшается в полночь.

Если пульс ощущается то как редкий, то как частый, то он замедляется, то он ускоряется, то значит в течение дня состояние ухудшается в часы, соответствующие четырем сезонам (имеются в виду часы чэнь134, сюй135, чоу136 и вэй)137.

Если тело очень истощено, то даже если пульсы девяти областей согласованы, все равно больному угрожает смерть.

Если наблюдаются все вышеперечисленные семь признаков плохого состояния, но при этом пульсы девяти областей соответствуют нормальному образцу, то значит больной не умрет. Когда говорится, что больной ни умрет, то имеется в виду, что даже если болезнь похожа на действие синдрома ветра, а также болезнь может быть похожа на расстройство месячного цикла, что очень напоминает вышеперечисленные признаки семи плохих состояний, тем не менее это другие болезни, а потому и считается, что в этом случае больной не умирает.

Если имеют место семь видов плохого диагноза, то при этом пульсы девяти областей также нарушаются, и, следовательно, больной должен умереть, испустив последний вздох.

Нужно сначала у больного выяснить, каким образом началась его болезнь, следует сравнить начальные признаки с состоянием, которое присутствует на момент осмотра. После этого можно приступать к подробному исследованию пульса, можно определять, на каком уровне глубины действует болезнь в системе каналов и меридианов цзин-ло. Нужно определить соответствие направлений движения в верхней и нижней частях организма.

Если пульс ускоренный, значит имеет место болезнь.

Если пульс замедленный, значит имеет место болезнь.

Если пульс не уходит и не приходит, значит должна наступить смерть.

Если видны лишь кожа да кости, то должна наступить смерть.

Император говорит:

— А каким образом следует лечить болезни, которые поддаются лечению?

Ци-Бо отвечает:

Если болезнь действует в меридиане-цзин, следует лечить меридиан-цзин. Если болезнь действует в дочернем канале сунь-ло138, тогда следует колоть этот канал, пока не появится кровь. Если имеет место заболевание крови, и при этом ощущаются боли во всем теле, в этом случае следует лечить каналы цзин-ло.

Если патогенные факторы действуют только в ответвлениях меридианов, в этом случае следует применять метод смешанного укалывания му-цэ139.

Если болезнь не проходит в течение долгого времени, в результате чего телесная форма становится изможденной, тогда при укалывании следует быть осторожным, соизмеряя с ситуацией степень воздействия.

Если в верхней части организма наполнение, а внизу опустошение, тогда следует руководствоваться показаниями пульса, чтобы обнаружить в канале-ло место, в котором произошло скопление, приведшее к нарушению циркуляции. В этом месте и следует производить укалывание, пока не появится кровь, так как появление крови будет показателем восстановления циркуляции.

Если глаза постоянно подкатываются, так что взгляд устремляется вверх, это свидетельствует о недостаточности меридиана сверх-ян.

Если глаза подкатываются и застывают в одной точке, это значит, что полностью прекратилась циркуляция в меридиане сверх-ян.

Таковы принципы определения возможного ухудшения или улучшения состояния, которые нельзя упускать из виду. Когда колешь пальцы на руках, внешнюю сторону запястья и мизинец, следует задерживать иглу в точке укола (относительно данной фразы существуют разные толкования, одно из которых предполагает, что данное предложение попало на это место в результате ошибки во время переписки текста).