В современных общественных науках распространено мнение, что причина эволюции общества заключена в нем самом, в его материальной основе, что движущей силой исторического процесса является развитие производственных отношений, которые в основном определяют все культурные проявления, и направления развития цивилизации. Принципиально иного мнения придерживаются астрологи, которые рассматривают историю развития и смены культур, как результат объективной смены астрологических эпох, оказывающих непосредственное и главное влияние на определение типа общества.
При этом смена цивилизаций, общественных формаций и культур рассматривается не как постепенный эволюционный процесс, но как революционное, исторически стремительное преобразование всех основ общества, быстрое умирание исчерпавших себя культур и рождение культур новых, что часто сопровождается природными катаклизмами. Последний подход, на мой взгляд, в достаточной степени обоснован историей, что возможно продемонстрировать на примере трех последних астрологических эпох — Тельца, Овна, и Рыб которые пришлись на период исторической памяти человечества. Кроме того, он позволяет обрисовать в общих чертах культурообразующие тенденции ближайшего будущего, определяемого эпохой Водолея, о скором наступлении которой говорят многие астрологи.
вступление
Нам довелось жить не только на рубеже двух эпох — эпохи Рыб и эпохи Водолея, но и угораздило оказаться на территории, где этот переход будет разыгрываться наиболее активно. Даже при поверхностном изучении геологической эволюции земли бросается в глаза то, что евроазиатский континент практически не претерпел сколь-нибудь существенный изменений с момента распада первоконтинента — Гондваны. И Африка, и Америка откололись, приползла Индия... Евразия же осталась практически на том же месте, где и была. Подобную последовательность можно заметить и в последовательности возникновения и угасания различных культур, или даже цивилизаций на этих континентах. Все эти процессы могут быть отнесены к эволюции Земли в целом — глобальной эволюции, которая последовательно проявляется на всех планах материального бытия. Единственно, для полноты картины следовало бы обратить внимание и на затонувшую Атлантиду, на которой зародилась и погибла вместе с континентом предыдущая земная раса.
Но вернемся к нашему спящему континенту, точнее к той его части, что находится под управлением Водолея. Действительно ли он спит, и ждет ли своего пробуждения? То, что он спит пока — совершенно очевидно. Знаем мы и китайскую, и индийскую, римскую, греческую и египетскую цивилизации. Есть следы древнеамериканской и древнеафриканской цивилизации. Но на этой территории мы не видели ничего подобного по своей значимости. Однако мы не будем столь категоричны, дабы не навлекать на себя незаслуженных протестов. И все же, пока Колумб открывал Америку, у нас творились всякие царские-боярские безобразия; когда открылась Сорбона — у нас царило мрачное средневековье. И так далее по сей день. Можно искать этому материалистические причины, такие как татарские набеги и феодальную раздробленность, но надо ли? Ведь подобных агрументов явно недостаточно для объяснения того летаргического состояния, которое так характерно для Российской истории. Ведь даже все то, что мы считаем самым что ни на есть национальным и самобытным, на самом деле ни что иное, как эклектическое соединение культурных традиций всевозможных народов, чуть ли не со всего мира. Это и смешение французского с нижегородским, и Петровская неметчина, и византийское христианство, перемешавшееся с язычеством. Да и ныне явственны попытки реанимировать нашу экономическую жизнеспособность чужеземными методами, правда переиначенными на свой лад — самобытность все-таки. Так что с полным основанием можно констатировать, что оказались мы в каком-то сонном царстве. Но будет и пробуждение, но как и когда?
Тут необходимо обратиться к понятию астрологической эпохи, оно уже достаточно на слуху, хотя мало кто ясно себе представляет его астрологический и астрономический смысл. Упрощенно, астрологическая эпоха — это длительный период времени (в среднем около 2160 лет) когда Солнце в день весеннего равноденствия проецируется на определенное зодиакальное созвездие (не путать с зодиакальными знаками, которые отсчитываются от этой точки и движутся вместе со сменой эпох). Прецессия земной оси вызывает постоянное движение этой точки по эклиптике со скоростью 50,3 угловых секунд в год, что в какой то момент определяет ее переход из одного зодиакального созвездия в другое. Сейчас положение зодиакальных знаков не совпадает с положением зодиакальных созвездий, и точка весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб. Созвездия неравны, и поэтому продолжительность соответствующих эпох различна, и когда говорят о продолжительности эпохи в 2160 лет, имеют в виду их среднюю продолжительность. Более того не существует четкой границы между созвездиями, и любая датировка начала той или иной эпохи условна, и показывает наблюдаемый момент актуализации задач соответствующего знака. Для того чтобы определить хронологические границы границы астрологических эпох, необходимо обозначить некоторую точку отсчета, момент начала хотя бы одной из них. К счастью достаточно точно (плюс-минус 150 лет) можно определить момент начала текущей эпохи — эпохи рыб, которая связана с зарождением и развитием Христианства и соотнести его с началом нашей эры по современному летоисчислению. Зная средний продолжительность эпохи и время начала эпохи Рыб, можно предположить, что эпоха Тельца началась примерно за 4,3 тыс. лет до н.э., эпоха Овна — за 2100-2200 лет д.н.э, эпоха Рыб, соответственно, с началом нашей эры, эпоха Водолея начнется в XXII веке. Приходится констатировать, что, определение точного момента начала астрологической эпохи достаточно сложно. Это, впрочем, не имеет принципиального значения. Смена эпох происходит не мгновенно, зримое начало интересующей эпохи приходится на то время, когда накопленные количественные изменения в человеческой цивилизации переходят в новое качество — эпоха реализовалась. Еще формально не закончилась одна эпоха, еще действуют ее законы и принципы, но уже начинают подспудно проявляться законы и принципы эпохи грядущей. В свою очередь, черты уходящей эпохи еще долго в качестве пережитков проявляются во вновь наступившей, поэтому точный момент очевидного проявления новых качеств трудно фиксируется.
принципы эпохи
Здесь уместно поговорить о том, что такое "законы и принципы эпохи". Каждый зодиакальный знак имеет свои собственные только ему присущие абстрактные характеристики. Это как характер человека (точнее говорить характер человека есть проявление характеристик наиболее сильного в его гороскопе знака) со всеми его свойствами, темпераментом, привязанностями, эмоциями, интересами, слабостями, системой ценностей и.т.д. Знак также управляется одной или двумя планетами, ассоциирован с одной из четырех стихий: землей, огнем, водой или воздухом и, в целом, отражает характеристики своей стихии и планеты управителя. Когда точка весеннего равноденствия находится в зодиакальном созвездии, соответствующем определенному знаку, тогда влияние этого знака на землю и ее обитателей становится преобладающим. Его характеристики становятся основными характеристиками всех процессов, происходящих на планете, и, в особенности, общественных процессов. На территориях находящихся под управлением этого знака (а каждый регион земли управляется тем или иным знаком) развиваются и процветают цивилизации, которые во всех своих проявлениях, в структуре общества, способе производства, науке, религии и мифологии, символизме, культуре и в прочих чертах соответствуют знаку управителю.
Следует отметить, что когда мы характеризуем эпохи, приходится учитывать влияния на этот период не только основного знака, но и всех остальных зодиакальных знаков, которые становятся символическими астрологическими домами эпохи (знак эпохи при этом становится символическим первым домом). Кроме влияния основного знака особенно велико влияние знака противостоящего ему (т.е. знака расположенного на противоположной стороне эклиптического кольца, на расстоянии 180 градусов). Если созвездие в знаке которого находится в это время точка весеннего равноденствия определяет лицо эпохи, основные ее внешние черты и проявления, то знак противостоящего созвездия определяет ее внутренние, подспудные проявления и стремления и все то, что уравновешивает и противостоит проявлением первого знака. Подобное противостояние внешних черт и внутреннего стремления иногда может порождать довольно серьезный конфликт. Поэтому рассматривая знаки, определяющие эпохи, мы будем учитывать и их отношения с противостоящими знаками. Анализ же влияний остальных зодиакальных знаков оставим пока для более развернутых исследований.
Чтобы подтвердить наши рассуждения, попытаемся сравнить характеристики зодиакальных знаков, определяющих черты прошедших эпох, с основными чертами и идеями цивилизаций, развивающихся и доминирующих в указанные исторические периоды. Очевидно, что в краткой статье невозможно провести детальный анализ характеристик знаков, которому посвящены многие тома астрологических исследований. Еще сложнее описать во всех деталях ту или иную цивилизацию, культуру, общественную формацию. Поэтому мы остановимся только на главнейших, характеристиках знаков (по-возможности не являющихся характеристиками личности человека), определяющих эти эпохи, и основных чертах соответствующих им цивилизаций, особенно мифологии, которая является в большой степени осмыслением человеком своей эпохи.
эпоха тельца
Итак, знак Тельца — знак ассоциированный со стихией Земли в первичном ее проявлении и управляемый планетой Венера. Это знак первичных материальных энергий земли, ее плодородной силы. Знак материи в самом ее юном и непосредственном проявлении, земных и материальных благ. Телец символизирует оформленную материальную вещь, обладающую набором свойств, но не соотнесенную с окружающим материальным миром в системе связей, поэтому на уровне Тельца мир воспринимается, прежде всего, в его материальности, а космос мыслится как многоразличие вещей, связанных только единством бытия, и в этом отношении тождественных. В конечном счете космос Тельца также вещь материальная и чувственно постигаемая, но обязательно одушевленная живительными энергиями земли. Телец — черезвычайно устойчивый знак, знак неспешной но неуклонной работы, в первую очередь формообразующей. В конечном итоге Телец — это материальная форма особое чувство которой дается Тельцу его управителем Венерой. Противостоит Тельцу знак Скорпиона — знак ассоциированный со стихией воды во втором ее проявлении, первый управитель Плутон, второй управитель Марс, символ. Из всех характеристик Скорпиона нас будут интересовать, прежде всего те его характеристики, что ассоциируются с нематериальными психическими энергиями — знака оккультизма или тайных знаний, а также его характеристики, как знака, управляемого Плутоном — планетой, определяющей глобальные движения человеческих масс.
Хронологически эпоха Тельца совпадает с периодом медного и бронзового века, начало которого некоторые археологи связывают с находками в Бадари (Египет), датированными четвертым тысячелетием д.н.э. Развитие медного производства вполне соответствует идее эпохи Тельца, поскольку этот знак управляется Венерой, которая как известно астрологам и алхимикам ассоциирована с металлом медью. Телец с его материальным и всеобъединяющим видением мира вполне соответствует, существующему в тот исторический период, общинно-родовому устройству общества в котором человек не является развитой индивидуальностью, Личностью, поскольку не мыслит себя вне рода, зато четко ощущает свое место в нем. Даже окружающей мир представляется ему все тем же родом в котором просматриваются явления "порождающие" и "порожденные", а также родственные связи между ними. Эпоха Тельца совпадает с развитием и процветанием древнейших цивилизаций Востока — Египта периода Древнего Царства и Шумерского государства в Междуречье. Нетрудно заметить, что основные черты этих цивилизаций соответствуют характеристикам знака Тельца, что проиллюстрируем на примере Древнего Египта.
Египет периода Древнего Царства — это, прежде всего, земледельческая цивилизация, во всех своих проявлениях связанная с использованием и почитанием земного плодородия. Мотивам созидательного сельскохозяйственного труда посвящено большинство дошедших до нас живописных и письменных памятников. Наука Египта материалистична и эмпирична, во многом подчиненнная практическим нуждам сельского хозяйства. Так наблюдения за разливами Нила и движениями небесных светил привели к развитию астрономии и астрологии, к созданию календаря. Тесным образом с земледелием и строительством связано развитие математики и геометрии. Общество Древнего Египта основывалось на сельских, родовых общинах и по меткому выражению Б.Пруста представляло собой единый организм "...в котором жрецы были мыслью, фараон волей, народ телом...".
Символика Тельца чрезвычайно разработана в мифологии и религии Египта периода Древнего Царства. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Сохранился миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами разной масти. Потом по велению верховного бога, все боги-быки воплотились в одного черного быка, а богини-коровы — в одну черную корову. В последствии черный бык с белыми отметинами отождествлялся с богом Аписом, который сначала особо почитался в Мемфисе, а позже и во всем Египте (характерно, что сам символ знака тельца — восходит к Египту и символизирует Аписа). Апис считался богом плодородия и символизировал душу (ба) верховного бога Египетского пантеона — бога солнца Ра. Существовал миф о том, что солнце было рождено в виде теленка — коровой небом. О Ра "золотом теленке, рожденном небом", говорится в текстах пирамид. В то же время в Аписе египтяне видели земное воплощение бога Пта — бога изначальной творческой силы, покровителя ремесел и искусства (вспомним, что телец управляется Венерой, покровительствующей этой деятельности).
Культ Тельца, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В наиболее древних текстах царь назывался "тельцом", а в ряде мистерий к его одежде прикреплялся бычий хвост.
Вообще боги Древнего Египта вполне материальны и чувственно постигаемы (непременное требование знака Тельца), они обязательно ассоциированы с материальными вещами, которые можно воспринимать посредством органов чувств — с небесными светилами или с животными, а их деяния, во многом связаны с сельскохозяйственными процессами. Например олицетворяющий солнце бог Ра, представлялся египтянам в образе тельца, сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Олицетворяющий луну бог мудрости и счета Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса или павиана. Подобный зоо и антропозооморфизм присущ и всем остальным богам Древнего Египта. Особенно распространен культ Осириса, умирающего и воскрешающегося — бога плодородия и царя загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас Египетских мифов.
В то же время в религии и философии Древнего Египта отчетливо просматривается влияние противостоящего Тельцу знака — Скорпиона. Египет по праву считают родиной оккультизма — тайного знания. Отсюда дошли до нас практически все известные в настоящее время эзотерические учения: астрология, алхимия, Таро, хиромантия и другие, ставшие основой современного оккультизма. Известный в античности, а позже и в христианстве образ легендарного Гермеса Трисмегиста, записавшего основы оккультизма на изумрудных таблицах (изумруд — камень Тельца) прямо восходит к египетскому богу Тоту, центр почитания которого был расположен в городе Шмун (греч. Гермополь). Герма (откуда пошел современный термин герметичность) означает тайну и скрытое от внешнего мира. Эзотерическое знание (или герметические науки) существовало параллельно с официальной религией и тщательно охранялось посвященными в него жрецами, поскольку, по их мнению, давала огромную силу над окружающим материальным миром (опять материальная ориентация Тельца!) и обеспечивало успешное существование в мире загробном. Характерным примером такого скрытого знания могут служить "Египетские книги мертвых", изначально доступные только фараону и верховным жрецам. Эти книги, кстати, показывают, что и мир загробный египтяне мыслили по образу и подобию окружающего их материального мира. Царство теней Дат было чрезвычайно разработано в топографическом отношении, скурпулезно описаны его размеры, поля реки и.т.д. Египетские пирамиды — являются великолепным подтверждением тому, что эта цивилизация была глубоко оккультна по духу, ведь на их строительство затрачивалось огромное количество средств, расход которых с обычной материальной точки зрения неоправдан, а цели их строительства неясны (ведь пирамиды это не только гробницы фараонов, но и сооружения загадки которых до сего дня волнуют человечество). Создание огромных трудовых армий и управление ими возможно только благодаря покровительству Плутона — первого управителя Скорпиона. Впрочем, само упорное и многолетнее строительство пирамид — это уже чисто по Тельцовски. Это формотворчество, работа по гармонизации грубых материальных форм, пластика и скульптура. Египетские пирамиды — свидетельство такой работы над материей, это может быть символом эпохи Тельца. Еще более очевидна связь Египта периода Древнего царства со знаком Тельца, проявится при разборе следующей астрологической эпохи - эпохи Овна, при сравнении его с Египтом Нового царства, и с цивилизациями античности.
Культ Тельца характерен не только для Древнего Египта, но и для современных ему цивилизаций — Древнего Двуречья, Средней Азии 3-2го тыс. до н.э. Особенно широкое распространение культ священного быка получил в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. д.н.э.), о чем позволяют судить результаты археологических раскопок в Мохендже, Даро и Хараппе. Все эти цивилизации погибли с наступлением эпохи Овна.
эпоха овна
Знак Овна ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющаяя, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что определяет ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель марс придает действиям и стремления овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. Противостоит знаку овна знак весов, ассоциированный со стихией воздуха во втором проявлении и управляемый Венерой, символ . Знак весов в высокой степени отражает характеристики управляющей им планеты. Это знак равновесия, справедливости, гармонии, пластики.
Эпоха овна началась где-то за два тысячелетия до н.э. Примерно в это время в Странах Древнего Востока Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи овна управитель которой марс в астрологии и алхимии ассоциирован с железом, в общественном устройстве ее наступление следует связывать с распадом общинно-родовых и формированием рабовладельческих отношений. Эпоха овна также приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется также управлением марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии.С началом этой эпохи распадается Египетское государство Древнего царства и, пройдя через относительно короткий период Среднего царства (21-18 века д.н.э.), Египет вступает в период Нового царства, государства принципиально иного типа. Если Древний Египет представлял собой миролюбивую земледельческую цивилизацию, основанную на сельских общинах, то Египет Нового царства становится раннерабовладельческой монархией военного типа. Начинаются непрерывные военные походы в Сирию и Нубию, войны с хеттами, ливийскими племенами, ахейцами, этрусками и другими народами. Верховный бог Египетского пантеона -Ра отождествляется теперь (особенно с возвышением XII династии XX-XVIII в. д.Р.Х.) не с быком Аписом, но с Амоном, символическим животным которого был овен, и богом войны Монту (бог Амон-Ра-Монту). В это врема фараон уже ассоциируется не с Аписом-Тельцом, но с Амоном-Овном. В XXI веке до Р.Х. племена Элама и Амаритов захватили Шумерское государство, на месте которого образовалось Вавилонское царство.
С началом эпохи Овна начинается развитие, по сути первой европейской цивилизации, минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен Древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка"-Минотавра). Под влиянием этой культуры с первых веков 2го тысячелетия д.н.э. на Балканском а-ве, Пелопоннесе и в Средней Греции развивается критско-микенская культура, которая лежит в истоках культуры Греции Гомерского периода (XII-VIII вв. д. Р.Х.). В это время происходит распад родовых отношений и начало употребления железа в качестве основного металла,а эпоха овна набирает силу. Расцвет же ее начинается с 8 века д.н.э., когда в Греции образуются рабовладельческие города-государства, возникает Рим (754-753 гг. до н.э.)
Можно смело утверждать, что Греческая и Римская цивилизации, которые современная наука относит к одному типу общества, в своих проявлениях полностью соответствуют идеи эпохи овна. Главная их черта в том, что они ориентированны на культ войны и героев. Греки и римляне воевали самозабвенно и непрерывно. Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, 8 в. до н.э.) до времен цезаря Августа Октавиана ( 63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи и до наступления эпохи рыб! Немногим меньше (если меньше!) воевали греки. Конечно люди воевали и до и после эпохи овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в греческую и римскую культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным, и породила культ героя. Появление героев — это важнейшее событие эпохи овна, ведь герой — прежде всего, вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление — одно из первых характеристик знака овна, отражающее его стремление к самостановлению и обособлению.
Эти тенденции в обществе естественно нашли широкое отражение в античной художественной культуре, литературе, изобразительном искусстве. Так "Илиада" и "Одиссея" Гомера — поэмы сыгравшие огромную роль в формировании античной цивилизации — прежде всего поэмы о войне и героях.
В античности впервые выступает на первый план Личность человека-творца, художника. В родовых культурах творец рассматривался скорее как посредник между божеством и людьми, не обладающий способностью к самовыражению. Внутренняя гармония и поэтичность античного искусства определяется влиянием на эпоху овна знака весов, управляемых Венерой, планетой гармонии и пластики, покровительнецы искусств.
Характерна античная религия и мифология. Боги Греции и Рима, прежде всего, герои и воины, принимающие обязательное участие в битвах людей. В отличии от "природных" материальных богов Египта, боги античности уже конкретные Личности, с ярко выраженным характером (причем, в соответствии с требованием эпохи овна, характером своевольным, энергичным и жестоким), олицетворяющие не существующую материю, а действенные идеи. Следует отметить,что именно в этот период человечество приходит к идее единого бога — т.е. Личности и Абсолютной идеи в их синтезе и предельном обобщении.
Что касается античной философии, то она слишком обширна и глубока, чтобы можно было кратко продемонстрировать всю связь ее с идеями эпохи Овна. Стоит только отметить, что именно в этот период зарождается античная диалектика, являющаяся ни чем иным, как выражением стремления Идеи Овна к самостановлению, т.е. к развитию. Остро обсуждается в античности и проблема Единого.
эпоха рыб
Об эпохе Рыб написано, пожалуй, больше, чем о всех других эпохах вместе взятых, что вполне понятно, ведь именно в эту эпоху мы живем и ее проблемы волнуют нас непосредственно. Обилие фактов и эмоций и облегчает и затрудняет ее анализ, тем более, что, завершая зодиак, Рыбы как бы суммируют и трансформируют в себе свойства всех знаков. Знак Рыб ассоциирован с водной стихией в последнем, третьем ее проявлении и находится под двойным управлением: первый управитель Нептун, второй — Юпитер. Рыбы — как бы первородный Океан зодиака (недаром этот знак управляет большими массами воды), наполненный неоформленными потенциями. Именно в этом Океане рождается Идея Овна, которая материализуется в Тельце, обретает связи в Близнецах и, пройдя по зодиаку, обогащаясь идеями каждого знака, максимально формолизуется в Козероге, чтобы потом начать распадаться на внутренне противоречивые части в Водолее, и окончательно растворится до неоформленных потенций в Рыбах. Такой круг повторяется много раз, но каждый раз на новом уровне. Рыбы олицетворяют высшее,но не оформленное в систему знание, мистическое, медитативное и интуитивное мышление — мышление не привязанное к конкретной логике, но подверженное вдохновениям и откровениям. Весь опыт зодиака порождает в Рыбах высшее этическое всеприятие, доходящее до неразличения добра и зла, что, в ряде случаев, ведет Рыб к самообману, самоодурманиванию и мечтательности. В то же время управление Нептуна придает многим проявлениям Рыб окраску фанатизма, а второе управление Юпитером часто реализует этот фанатизм в области философии и религии. Эти же планеты, впрочем, придают Рыбам и такие эмоциональные характеристики, как великодушие (Юпитер) и высшую, надличностную любовь (Нептун). Противостоит знаку Рыб знак Девы ассоциированный со стихией земли во втором ее проявлении и управляемый Меркурием. Земная стихия определяет материальную ориентацию этого знака, однако, в отличие от Тельца, который символизирует вещь, выраженную только в ее собственных свойствах и в самосоотнесении, Дева уже отслеживает взаимосвязь материальных вещей, но на агрегативном уровне, то есть для нее вещи продолжают оставаться ограниченными в пространстве и времени. Дева не обладает видением системной бесконечности любого материального явления, на которую способен Козерог. Все это придает ей ярко выраженное стремление расчленять все материальные явления на детали и малые формы, систематизировать и описывать их в мельчайших подробностях, но не учитывать те свойства, которые приобретает вещь за счет своих системных связей. Управитель Меркурий только усиливает рационализм Девы и определяет характер ее систематизации по принципу сравнения (лучше и хуже, больше и меньше), еще больше отделяя вещи от их связей.
Собственно в эпохе Рыб можно выделить два исторических периода: период Рыб, начавшийся с началом эпохи (начало нашей эры) и продолжавшийся примерно до 17 века, и период, где Рыбы маскируются влиянием Девы, начавшийся с 17 века и продолжающийся до сего дня. Эти периоды по своему идейному содержанию не различаются так резко как разные эпохи, они как бы сосуществуют постоянно вместе и их выделение отражает лишь перемещение центра тяжести в крайне поляризованном противостоянии Рыб и Девы на один из этих знаков. Первый период начинается с распадом рабовладельческой, и зарождением феодальной общественно экономической формации, которая проявилась первоначально в форме колонатов, получивших к середине 1 в. н.э.широкое распространение по всей Римской империи. Второй период начинается с Реформации и промышленной революции, с развитием капиталистических общественных отношений. Первый управитель Рыб Нептун не ассоциирован в астрологии ни с каким металлом, но является покровителем алхимии и химии, которые и развивались бурно в эту эпоху.
Традиционно начало эпохи Рыб связывают с зарождением и становлением христианства — религии выражающей идею единого Бога, постигаемого типичным для Рыб способом, через веру, мистические откровения и видения. Дух этой религии, максимально выраженный в Нагорной проповеди Христа, также во многом соответствует принципам Рыб. Это проповедь надличностной любви (вплоть до любви к врагам), всеобщего братства, сострадания, ненасилия, непротивления злу и т.д. Множество моментов связывают символику христианства с символикой Рыб. Так первые христиане узнавали друг друга, рисуя две дуги символа Рыб. Само греческое слово (ихтеос — Рыба) воспринималось ими как аббревиатура выражения Иисус Христос Бог. Именно рыбаки Симон и Петр Иаков и Иоан становятся первыми учениками Христа -"ловцами человеков". Обряд крещения совершается в водной купели (Рыбы водный знак), которая в католицизме называется piscina, что можно перевести буквально как рыбный пруд. В христианстве можно найти еще много символики Рыб, однако история эпохи это не только история христианства, но и история рационализма, материализма и атеизма.
Основа развития и трагедия эпохи Рыб заключена в ее внутреннем противоречии, вызванным противостоянием Рыб и Девы. Рыбы, будучи в высшей степени неоформленным в своих проявлениях знаком, в этом плане постоянно проигрывают противостоящей им Деве, крайне формализованному знаку зодиака, так, что в конце концов период Рыб замещается периодом влияния Девы. Во все времена эпохи, мистицизм и идеализм Рыб сталкивался с рационализмом и материализмом Девы. Вспышки религиозного фанатизма сменялись периодами атеизма, широкое увлечение мистикой — увлечением наукой. Именно эта эпоха породила стремление поверить Веру материальной практикой, подкрепить ее материальными чудесами и знамениями. Уже в самом начале эпохи Иисус предвидел и обличал это стремление: "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему (Матф.12,39). Именно эта эпоха породила так называемый "основной вопрос философии" о первичности материи или идеи, а также антогонизм религии и науки, но в то же время и странного монстра — гибрид веры и науки — теологию. Насколько идеи христианской религии соответствуют духу Рыб, настолько современная западная наука, сформировавшаяся в период Девы, соответствует идеям Девы. Современная наука является сама по себе материалистическим, редукционистским и детерминистическим феноменом, что и определяет весь ее методологический подход, ориентированный только на познание мира материального. Именно в эпоху Рыб случился расцвет, зародившейся еще в эпоху Овна, формальной логики. Как порождение Девы научное мышление опирается на свойственные ей методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию и только в последнее время в науке формируются начатки системного подхода, но это уже зарождение науки Водолея. Нужно четко представлять себе, что, как порождение Девы, наука не всемогуща, что она имеет собственные внутренние ограничения, свой объект познания (материальный мир), критерий истины (воспроизводимость опыта) и систему доказательств, в конце концов свою идеологию — детерминизм. В этом плане кажутся совершенно необоснованным призывы к ученым заняться явлениями паранормальными и нематериальными, например полтергейстом. Беда в том,что в эпоху Рыб наука постоянно противопоставлялась религии и подменяла ее, предпринимались постоянные попытки использовать научные подходы и результаты для опровержения религиозных истин, что методологически не верно. К таким попыткам можно отнести, примитивную, но очень показательную, попытку доказать отсутствие Бога, тем, что его не нашли летательные аппараты в ни на небе, ни в космосе. История последней эпохи, однако, это не только борьба религии и науки это еще и борьба внутри религии, вызванная спором из-за религиозных правил и предписаний (в чем мы видим проявление рационализма Девы), и ожесточаемая религиозным фанатизмом Рыб. Поляризация эпохи Рыб вызвала и сильную поляризацию в методах постижения мира отдельными людьми. Появились люди с образным, правополушарным мышлением (сильнее влияние Рыб) и абстрактным, левополушарным мышлением (сильнее влияние Девы). Четко разграничиваются понятия науки и искусства. Искусство в эпоху Рыб объединяет все познание человечества, в области духовного, полностью отвергнутое порожденной Девой наукой. В целом эпоха способствует развитию живописи и музыки (Покровительство Нептуна), а также литературы (покровители Юпитер и Меркурий), но не скульптуре для процветания которой необходимо управление Венерой.
эпоха водолея
После такого пространного описания эпох предшествующих, можно попытаться поподробнее описать времена грядущие — эпоху Водолея, сменяющего эпоху Рыб. Однако и здесь необходимо сделать некоторые уточнения. При анализе эпохи мы учитываем не только влияние "эпохального" созвездия, но и других ключевых точек Зодиака — точки солнцестояний и осеннее равноденствие. В случае с Египтом чувствовалось противостояние Скорпиона — олицетворения того мистического знания, которое, со свойственной Скорпиону таинственностью и закрытостью, развивалось египетскими жрецами. Для Рима это были Весы, давшие нам римское понятие о юриспруденции и юстиции. Для Рыб таким созвездием стала Дева (приблизительно с 350 года после Р. Х.), которая проявилась настолько сильно, что практически замаскировала проявление Рыб. Дева — это как раз промышленность, наука, работа как таковая. Преобладание оппозиционного знака — это один из парадоксов нашей эпохи, и он очень важен для понимания предстоящих перемен. Созвездия, на которые проецируется Солнце в момент равноденствий, сменяются неодновременно за исключением линии Телец-Скорпион. Дева более протяженное созвездие, чем Рыбы, и будет работать, когда эпоху Водолея можно будет считать начавшейся. Поэтому эпоха Водолея в "чистом" виде сможет себя проявить тогда, когда в оппозиции ему будет Лев (это не скоро, нам не дожить).
Знак Водолея ассоциирован с воздушной стихией в третьем проявлении и находится под управлением двух планет: первый управитель Уран, второй — Сатурн. Двойное управление принципиально противоположными по идее планетами объясняет в значительной степени характер этого крайне противоречивого знака. Если Сатурн символизирует собой высшую устойчивость, структуру, любую систему, время, то Уран — разрушение, трансформацию, обрыв всяческих связей и безвременье. Как уже отмечалось выше, Водолей знак начала разрушения окончательно воплотившейся в Козероге Идеи, порожденной Овном из хаоса вод Рыб. Сатурн в Водолее символизирует ту структуру, которая остается еще от предшествующего Козерога (поэтому астрологи говорят, что Сатурн узурпирует Водолей) и стремится к самосохранению. Уран символизирует силы разрушающие сатурническую систему, на уровне разрыва системных связей. Постоянная борьба Сатурна и Урана приводит к тому, что Водолей являет собой неустойчивое совмещение несовместимого — единство и противоположность уранических и сатурнических свойств. Водолей символизирует все явления на уровне катастрофы, перелома, взрыва (сжатость пружины, напряжение на изломе), совмещение несовместимого, иррациональность и, как следствие, абсурд и алогичность действий. В то же время в диалектическом круге зодиака каждое разрушение старого явления определяет рождение нового, продолжающего старое на новом уровне. Но Водолей это еще не окончательное разрушение не смерть явления (в полном смысле этого слова точкой смерти в зодиаке можно назвать куспид (начало) знака рыб), но лишь его глубокая старость, ветхость и начало распада. Вообще Козерог и Водолей — знаки управляемые Сатурном являются знаками старости, но Водолей — старости поздней, эдакой маразматической старости с впаданием в детство.
Нам остается только предполагать каким конкретно станет общество в эпоху Водолея. Описывать будущее еще сложно и потому, что для многих, присущих ему явлений, в нашем языке нет адекватных понятий и это порождает не только сложность описания, но и осмысления их. Поэтому все дальнейшее изложение нашей темы будет лишь попыткой примерного описания общих тенденций развития истории, без учета конкретных форм проявления. Так, наши предки предвидели появления летательных аппаратов, но, в лучшем случае, наделяли их крыльями подобными птичьим.
Итак, каким будет общество будущего, и где зародится новая цивилизация? Проще дать ответ на вторую часть этого вопроса. Без сомнения история выйдет на свой новый эпохальный виток на территории России — несомненно, она находится под управлением этого воздушного знака, который всегда проявлялся самым что ни на есть абсурдным образом. Пока этот знак управляется Сатурном и Ураном, более чем контрасными в своих проявлениях планетами. Это то, что называется "русский медленно запрягает, зато быстро едет". Сатурн предполагает жесткую структурированность и упорядоченность, а Уран — терпеть ничего подобного не может, и в этом разгадка загадочной русской души, которая может долго терпеть, пока не взорвется с жуткой силой. (Бунт русский — бессмысленный и беспощадный). Именно здесь зародится принципиально новая цивилизация в земной истории, обладающая всеми характерными Водолейскими свойствами. В "свою" эпоху, этот загадочный и непонятный знак сможет себя проявить более явственно, и , дай то Бог, гармонично. Он сотрет все границы, которые разделяют людей и государства, и связи между людьми будут строиться на совершенно новых принципах. Не будет структурированности, но будет единое информационное поле всеобщего обмена. Это размытие границ может стереть и межличностные перегородки, что осуществит таки давнюю мечту об общественном, которое выше личного. Водолей произведет и своего рода "техническую революцию", которые происходят при смене любой эпохи. Эпоха Овна ознаменовалась изобретением железа, Телец — медь и бронза, Рыбы — используют более тонкую материю, что может с некоторой условностью быть названо "Веком химии". Водолей перенесет творчество человечества на еще более "тонкий материал" — на информацию, и бешеная компьютеризация всего, что только возможно, создание компьютерных сетей — одно из знамений приближающейся эпохи. Это будет эпоха Озарений, как эпоху Рыб можно было бы назвать эпохой Откровений, эпоху Овна — силы и агресии, Тельца — пластики и формотворчества.
Исторически мы привыкли рассматривать тип общества, как производную от общественно-экономической формации, эта нить прослеживается и в нашем анализе эпох. Рассмотрим человека эпохи Водолея в контексте его отношений к обществу и средствам производства. Водолей знак объединения людей в коллективы по идеологическому и интеллектуальному принципу. Видимо в будущем люди будут объединяться в группы не по родовому признаку, как в Тельце, не по территориальному и личностному, как в Овне, не по имущественному, как в рыбах, а именно по интеллектуальному и идеологическому. Тенденция к объединению по идеологическим интересам настолько сильно проявляется уже в наши дни, что мы готовы считать этот объединяющий принцип извечным, однако это далеко не так о чем свидетельствует история.
Следует все же пояснить, какую идеологию мы имеем в виду, ведь понятие идеологии само по себе настолько широкое, что под него можно подвести практически любое выражение человеческих взглядов и интересов, включая и полную беспринципность. Идеология была и в первобытном обществе и в рабовладельческом и в феодальном и в капиталистическом. Но в любом из этих обществ идеология являлась вторичным объединяющим принципом, рожденным из первого объединяющего принципа о котором мы уже говорили. В Водолее идеология, как выражение самых общих взглядов людей сама станет первоопределяющим принципом объединения их и в этом плане именно в этой эпохе человеческое общество освободится от гнета материи, диктующей ему свою волю. В целом же идеология людей Водолея будет идеологией этого знака. Коллективность Водолея настолько сильна, что приведет к практически полному растворению индивидуальной личности в личности коллектива (первые проблески этого процесса мы уже наблюдали в нашей стране) на протяжении ХХ века. Кроме того выделятся и приобретут особое общественное значение группы интеллектуалов. Деление по уровню интеллекта и составит основу социального деления общества, впрочем оно буде выражено в значительно меньшей степени, чем в предыдущих эпохах.
Для человека эпохи Водолея, видимо, будет свойственен интуитивный тип мышления, отличающийся от современного аналитического типа мышления принципиальной особенностью. Современное мышление в значительной степени основано на формальной логике, которая ведет от одного суждения к другому путем некоторых умозаключений, определяющих, в конечном итоге, новое суждение. При таком мышлении разные рассуждения могут привести к разным конечным суждениям из которых верное будет найдено не сразу. Интуитивное мышление связано с возможностью человеческого мозга проводить одновременно значительное количество умозаключений, каждое из которых в отдельности не контролируется сознанием, но приводящих сразу к верному решению поставленной проблемы, которое приходит как озарение.
Новые принципы мышления видимо определят новый тип науки. Наука уже не будет столь пронизана редукционизмом и детерминизмом как в наше время. Особое значение приобретет системный подход и органицизм (рассмотрение явления в его целости). В этом плане наука сольется с оккультизмом и астрологией — учениями о всеобщности связей мироздания. Естественно особое значение приобретут информационные системы и искусственный интеллект. Компьютеризация как таковая будет способствовать рождению новой философии и нового языка мышления. Создание языка специально предназначенного не столько для общения, сколько для мышления будет революционным событием эпохи Водолея.
Нельзя сказать, что эпоха Водолея будет временем расцвета искусств в нашем понимании. Водолей не обладает ни гармонией, ни пластикой. Яркие, открытые и возбуждающие цвета, прямые линии будут преобладать в живописи. "Формализм" в музыке. Искусство будет не чувственным, но интеллектуальным.
Очень неправы те люди, которые ждут от грядущей эпохи Водолея разрешения проблем, поставленных эпохой Рыб и наступления рая земного. Это вряд ли случится. Смена эпох — событие для человечества всегда фатальное — перед человечеством ставятся принципиально иные задачи, к которым оно не готово. Дело осложняется еще и тем, что точка весеннего равноденствия движется против естественной последовательности знаков зодиака, поэтому каждая последующая эпоха оказывается объективно предыдущей. Естественно, что когда ставятся перед человечеством те задачи, которые по идее должны быть решены раньше, возникает стрессовая ситуация, которую можно вполне резонно назвать концом света. Это обуславливает то, что человечеству, в большинстве своем, не понять и не принять идей Водолея (недаром конец второго тысячелетия нашей эры связывают с концом света — это будет конец идей Рыб, но не конец Мира). Смена эпох обусловит, как это случалось каждый раз, смену всех систем ценностей, философии, морали, религии, понятия о добре и зле, долге и чести. В конце концов, даже наука, которая нам кажется сейчас незыблемой, поскольку она основывается на объективных законах природы станет другой. Цель астрологов в какой то мере описать грядущую эпоху и подготовить людей к этим переменам, хотя, видимо, новые идеи в мир принесет новый пророк, новый Мессия. В переходные эпохи происходила масса катаклизмов, как природного, так и социального характера. В качестве примера стоит напомнить, чем ознаменовался переход от эпохи Овна к эпохе Рыб. Не забыто лишь то, что в этот переходный период пришел Спаситель, и появилось христианство. Но не всегда приходит в голову все, чем становление христианства сопровождалось, ведь дело не ограничилось распятием Христа, и неслучайно христианство долго существовало как тайная секта, символом и паролем которой было начертание знака Рыб. Ведь сколько тогда первохристиан было растерзано в римских амфитеатрах. Происходили и другие беды: был разрушен Иерусалимский храм, усилилась сейсмическая активность, мор и глад унесли множество жизней на территориях, управляемых Овном и Рыбами. Тогда же и Нерон устроил свой знаменитый пожар Рима. Все эти события, по вполне обоснованному мнению Ренана Эрнеста, описаны в Откровении (по-гречески — Апокалипсис) святого Иоанна (Ренан "Антихрист"). Однако "Откровение" — оккультное и астрологическое произведение, поэтому относится оно не только к прошлым временам — это универсальное описание переходной эпохи, которую мы переживаем и в настоящее время. Аз есьм Альфа и Омега, начало и конец — говорится в первой главе, и это можно понимать как указание на описание начала и конца уходящей эпохи Рыб. Предыдущая эпоха Овна, знака огненной стихии и с Марсом — управителем, соотносится с Римской империей, завоевательными походами, кровавыми зрелищами, культом силы, индивидуализмом. Именно эти марсовские и овновские свойства проявили себя наиболее активно и негативно в момент перехода к эпохе Рыб. Таким образом уходящая эпоха не просто уходит, она еще себя показывает и как бы резюмирует.
Эпоха Тельца соотносится с древним Египтом. Телец — знак земной стихии, управитель — Венера. Соответственно, уходя эта эпоха должна была проявиться больше в области земной стихии. (Древняя цивилизация долины Инда погибла, исчерпав запасы глины). От эпохи Рака нам остались только воспоминания Всемирного Потопа, который хорошо подчистил останки эпох предыдущих. Эти эпохи тоже были, и пользуясь оккультными методами астрологии можно восстановить их особенности и хронологию. Также возможно заглянуть в будущее, опираясь на прошлое, дабы не возникало иллюзий по поводу скорого наступления "Золотого Века". Всемирный Потоп, достался нам в качестве подарка по окончании эпохи Рака (где-то около 7500 до Р.Х.). Пусть не смущает то, мы заезжаем за библейское сотворение мира, предание о потопе — по мнению исследователей было привнесено в священное писание из более древних источников, да и первая книга Бытия по содержанию напоминает как раз послепотопные времена. Рак — знак водной стихии, его управитель — Луна, покровитель водных пространств, мореходов и мореплавания. Это наиболее "водный" знак в смысле соответствия понятия стихии воды, и воды как вещества. Поэтому потоп и реализовался в виде крупного наводнения.
Все водные знаки, точнее их начало, символизируют смерть, но не как антоним жизни, эзотерически смерть противопоставляется рождению, а послесмертное состояние — очищение перед новым рождением. И в этом смысле переходная эпоха от водного знака к знаку воздуха, преподносит наиболее значимый "конец света". Такие события происходят достаточно регулярно, однако разделяются столь значительными промежутками времени, что человеческая память бессильна их охватить. Легко ли осознать, что предыдущий, может быть наиболее всемирный потоп, приходится где-то на 16000 год до Р.Х.? Это заканчивалась эпоха Скорпиона с управителем — Плутоном, и может быть Атлантида погибла именно тогда? Тогда было бы объяснимо и бесследное ее исчезновение, так как Плутон — покровитель подземного царства, царства Аида. В Плутоне заключена сила неимоверная, и если он что-то разрушает, то начисто. В легендах Атлантида именно погрузилась в воды, а не была водой залита, иначе провалилась под землю, ушла в "подземное царство". С этим потопом может быть связана и смена земной расы. Что касается потопа эпохи Рака, то там как раз "разверзлись хляби небесные", что ясно указывает на потоп с неба. (Луна — Царица небес).
Не стоит упускать из виду, что уходящая эпоха Рыб ознаменуется проявлением водной стихии, о которой немало уже говорилось. Поэтому стоит ждать нового "водного" конца света, чьи знамения уже просматриваются в тех неприятностях и мелких катаклизмах, которые потрясают нас сегодня. Настала пора вновь перечитать Откровение, чтобы подготовиться к вступлению в новую эпоху — спастись. Почему-то обычно люди, под концом света подразумевают глобальное событие, способное разрушить Землю, но это не так, что явствует из предыдущих примеров. Катастрофа, способная стереть с лица земли существующую расу как это было с Атлантидой, ожидается значительно позже, где-то около 10000 года.
В нашем случае, чтобы охарактеризовать грядущие испытания, достаточно вспомнить характеристики знака Рыб, управляемых Нептуном. Нептун — "Потрясатель недр", так что можно ожидать проявления сейсмичности. Нептун имеет отношение к веществам ядовитым, галлюциногенным, к химии вообще, так что экологическая катастрофа глобального масштаба — более чем реальная угроза, способная существенно сократить народронаселение. Нептун отвечает за мир духов, за мир духовный. Трудно представить себе "духовное отравление", но придется столкнуться и с ним. Нептун — великий обманщик и искуситель, и многие утопические теории, порожденные Нептуном не раз приводили человечество на край могилы. Таковые всегда рождались во имя всеобщего блага и справедливости, но доведенные фанатиками до абсурда приводили к совершенно противоположным результатам. Христианство — учение о Христе, выдываемое за учение Христа навеяно Нептуном. Коммунистические идеи — идеи Водолея, трансформированы Нептуном. Вот все Нептунско-Рыбные свойства должны себя проявить прежде, чем эпоха Водолея вступит в cвои права. Земля должна быть очищена от нагромождений уходящей эпохи, и именно водная стихия призвана заниматься очищением перед возрождением.
http://astros.narod.ru/doc15.htm
B.Гужов Эпоха Водолея
- Информация о материале
- Автор: Crystall
- Категория: Астрология
- Просмотров: 10819